«Весть-Метатехнология» о построении системы сбалансированных показателей
Олег Вишняков («Весть-Метатехнология»): «К каждой цели мы ?привязываем? свой показатель» |
Путь к созданию эффективной процессно-ориентированной системы управления лежит через использование системы сбалансированных ключевых показателей. Такова основная мысль семинара, организованного компанией «Весть-Метатехнология» и посвященного оптимизации бизнес-процессов.
Насколько удалось понять из выступления Олега Вишнякова, директора компании по консалтингу, методология, которой придерживается «Весть-Метатехнология», оптимизируя бизнес-процессы, в общих чертах достаточно типична. Определяются основные и вспомогательные процессы, проводится анализ состояния «как есть», создается модель этого состояния, затем разрабатывается целевая модель бизнеса («как должно быть»), после чего осуществляется подготовка к переходу, а затем и сам переход.
«Изюминки» методологии заключаются в деталях. Уже на этапе анализа состояния бизнес-процессов «как есть» наряду с уточнением целей компании и особенностей отрасли и ниши, в которой она работает, осуществляется разработка системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).
В дальнейшем эта система используется для целенаправленной деятельности по управлению эффективностью компании и оптимизации ее бизнеса. В качестве инструмента для работы с системой «Весть-Метатехнология» рекомендует использовать продукт ARIS BSC немецкой компании IDS Scheer.
Система сбалансированных показателей создается в два этапа. На первом производится декомпозиция целей компании, начиная от ее главной цели (миссии) и заканчивая целями отдельных подразделений и сотрудников. Таким образом, бизнес-цель каждого, кто работает в компании, согласуется с ее ключевой целью.
После этого на основе дерева целей создается дерево показателей — параметров, которые позволяют численно оценить, в какой степени удалось достичь той или иной цели, насколько близко удалось подобраться, насколько велик успех в отношении цели. Желательно, чтобы в системе показателей нашли отражение четыре различных «взгляда» на эффективность предприятия: финансовый успех, удовлетворенность клиентов, совершенство процессов, а также профессиональный и карьерный рост сотрудников. На этом же этапе определяются источники данных для показателей, выбираются и разрабатываются программы действий по улучшению этих показателей, системы мотивации для сотрудников и системы контроля за достижением целей. Далее начинается сбор фактических данных и анализ отклонений.
Разумеется, на пути создания системы сбалансированных показателей встречаются свои проблемы и ошибки. Наиболее часто встречающиеся из них: перекладывание управления показателями на плечи среднего звена менеджеров, отсутствие возможности получения фактических показателей в реальном времени, недостаточное внимание к популяризации методики внутри компании, плохо поставленная мотивация сотрудников. Впрочем, эти проблемы и просчеты вообще нередки в менеджменте.