Итоги конференции «Информационно-аналитические системы управления вузом»
На создание системы содействия трудоустройству студентов, тестируемой в настоящее время в Петрозаводском и Тамбовском университетах, а также в МГТУ им. Баумана, государственных средств не выделялось |
Типичная для большинства отечественных вузов информационная «структура» походит на рваное лоскутное одеяло: отдельные блоки и программы не только работают в разных средах, с разными форматами данных, но и зачастую вообще не связаны друг с другом. Для того чтобы построить на этой шаткой основе реально действующий инструмент управления, требуется решить целый комплекс задач — от методологических до финансовых. Проведенная 25 сентября в рамках выставки SofTool конференция «Информационно-аналитические системы управления вузом» показала, что крупнейшие учебные заведения страны предпринимают определенные шаги в этом направлении. Выступавшие представители московских и питерских университетов рассказали об опыте применения вузовских систем самого разного назначения: от подготовки к государственной аттестации до трудоустройства студентов.
По словам ректора Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Дмитрия Пузанкова, использование информационной системы позволило на 30% сократить преподавательский состав этого вуза и на столько же — прочие штаты, «оставив только тех, кто работает».
Однако одновременно с достижением некоторых успехов, например в анализе финансово-хозяйственной деятельности, приходит понимание того, что на качественно новый уровень управления можно выйти только при наличии единой информационной системы, аналогичной комплексу программ планирования ресурсов предприятия (ERP — enterprise resource planning).
Большинство вузов стремятся улучшить процесс управления с помощью ИТ, сохранив все ранее созданные наработки. Какой способ достижения этой цели является оптимальным?
В МГУ пришли к выводу, что разрабатывать систему своими силами слишком дорого, готового решения на российском рынке еще не существовало, поэтому остановились на промежуточном варианте. Изучив предложения и западных (Oracle, Baan), и отечественных («Парус», «Галактика») разработчиков, в качестве ядра и интегрирующей платформы выбрали R/3. На принятие решения повлияли наличие развитой сети технической поддержки и значительный уровень адаптации к российскому законодательству. Кроме того, от SAP удалось добиться специальной ценовой политики (стоимость системы для вуза была снижена в несколько раз по сравнению с промышленными предприятиями). На базе R/3 компанией REDLab, тесно сотрудничающей с МГУ, была создана система «Университет», которая в настоящее время внедряется на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМиК). Как говорит профессор МГУ (и президент REDLab) Руслан Смелянский, с сентября управление учебным процессом на ВМиК осуществляется в системе «Университет». А факультет государственного управления, не имеющий собственной информационной инфраструктуры, пользуется ресурсами системы на условиях ASP (application service providing — «аренда приложений»). Однако руководство вуза пока рассматривает внедрение «Университета» на ВМиК как интересный опыт, не более того.
Стоимость подобной системы в зависимости от масштаба конкретного вуза составит от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Учитывая, что затраты на сопровождение системы ежегодно увеличивают общую сумму расходов приблизительно на 20% ее стоимости, понятно: не каждый вуз сможет позволить себе инвестиции такого масштаба.
Для решения этой проблемы на конференции была предложена идея создания 20-30 межвузовских центров (роль которых могут выполнять и крупные региональные университеты), каждый из которых сможет на платной основе оказывать информационно-методологическую поддержку 60-80 вузам. Это облегчит переход образовательных учреждений на новые модели управления, от контроля результатов к контролю соблюдения условий технологического процесса.
Методология применения информационных систем в высших учебных заведениях — еще одна серьезная проблема, над решением которой работает консорциум из пяти университетов в сотрудничестве с Министерством образования. К концу текущего года планируется опубликовать первые результаты этой работы.
Надо отметить, что сейчас наступает весьма благоприятный период для развития ИТ в образовании. С одной стороны, российская образовательная сфера является, по словам представлявшего Минобразования Александра Полякова, самым крупным «держателем информационных ресурсов наравне с Академией наук», а с другой — самым крупным получателем бюджетных средств (опередив даже Минобороны). Поэтому деятельность Минобразования в области создания единой образовательной информационной среды включает не только выработку отраслевых стандартов и методик, но и направления, требующие значительных финансовых средств, в том числе модернизацию сетей связи.
До сих пор некоторые из функций отраслевой интегрированной информационно-аналитической системы осуществлялись людьми, которым это было интересно, «факультативно». Например, на создание системы содействия трудоустройству студентов, тестируемой в настоящее время в Петрозаводском и Тамбовском университетах, а также в МГТУ им. Баумана, средств не выделялось никаких. Хочется надеяться, что с появлением целевых финансовых ресурсов государство перестанет эксплуатировать ИТ-энтузиазм своих граждан и перейдет с ними на рыночные отношения.