Корпоративные порталы управляют доступом конечных пользователей к сетевым ресурсам
В Red Herring Communications, занимающейся публикацией бизнес-новостей, с нетерпением ждали «вебификации» своей компании, открывающей пользователям настольных компьютеров доступ ко всем приложениям и необходимой им информации (как внутренней, так и внешней). Сотрудникам же информационной службы было известно и то, что подобное решение не только предоставит их коллегам персонифицированный интерфейс ко всем цифровым ресурсам, но и позволит компании сэкономить немало денег.
В такой среде, называемой порталом, имитируется установка каждым пользователем всех нужных ему компонентов. Корпоративные порталы управляют доступом конечных пользователей к сетевым приложениям и бизнес-ресурсам.
В состав портала могут входить средства обеспечения безопасности, администрирования клиентских систем, организации совместной работы, управления данными, а также поисковые механизмы с единым интерфейсом.
По подсчетам аналитиков, сегодня инструменты для построения порталов выпускают уже более 200 компаний, причем с каждым днем предложений становится все больше и больше.
Только за последние несколько месяцев свои новые инициативы в этой области анонсировали Bowstreet Software, SAP, IBM и Microsoft. Они намерены составить конкуренцию компаниям Plumtree Software, DataChannel, Hummingbird и Epicentric, в значительной степени посвятившим себя разработке программного обеспечения для порталов.
Наблюдается и консолидация: так, Citrix Systems приобрела компанию Sequioa Software, а компания TopTier Software вошла в состав SAP.
Производителям программного обеспечения становится ясно, что с постоянным увеличением числа внутрикорпоративных сетей intranet и «цифровизацией» все новых и новых функций роль основной рабочей среды для бизнес-пользователей будет отводиться именно порталу. Но как выбрать лучшее решение, ведь рынок порталов постоянно меняется?
Для начала нужно определиться, будете ли вы покупать готовое программное обеспечение портала или собираетесь проектировать его собственными силами. Системный администратор Red Herring Эрик Уайт считает, что предпочтительнее купить готовый продукт.
«Мы решили не изобретать велосипед, — отметил он. — Покупка готовых компонентов обойдется по меньшей мере в два раза дешевле. А большие организации могут сэкономить на этом до 90-95% вложенных средств».
Red Herring заплатила за корпоративный портал Plumtree чуть больше 100 тыс. долл. В состав этого программного обеспечения включены поисковые функции и средства совместной работы, а также унифицированный механизм подписки и доступа к внутренним и внешним ресурсам и приложениям.
«Чтобы создать все это своими силами, нам пришлось бы потратить не одну сотню тысяч долларов», — пояснил Уайт.
Выбор портала
Такие консультационные компании, как IDC, Delphi Group и Adventis, все чаще разрабатывают специальные программы, помогающие их клиентам правильно определить функции и порядок построения портала и выбрать разработчика.
Решая эту задачу, информационная служба Red Herring организовала специальные семинары, участники которых узнавали о новых предоставившихся им возможностях. Портал приносит немалую выгоду, поскольку он не только обеспечивает доступ к внутренним и внешним ресурсам, но и обладает простым в использовании интерфейсом. С его помощью сотрудники компании получают персонифицированное «окно», через которое можно просматривать всю необходимую бизнес-информацию.
«Этот интерфейс способствует укреплению взаимоотношений между сотрудниками и повышению производительности труда, помогает сэкономить время и деньги», — отметил Уайт.
Перед Red Herring стояла задача выбора продукта одного из четырех производителей. Необходимую информацию удалось собрать о трех: Sequoia, Viador и Plumtree. Уайт отдал предпочтение Plumtree, в частности, потому, что программное обеспечение Sequoia ориентировано на платформу Microsoft, и строить систему можно только на основе программных продуктов этой корпорации.
Пользователям же Red Herring нужен был портал, легко интегрируемый с уже имеющейся у них СУБД Oracle. Что касается Viador, программное обеспечение этой компании представляло собой открытую платформу, однако его настройка оказалась слишком трудоемкой.
«Мы хотели получить систему, максимально простую в управлении, — отметил Уайт. — Портал Plumtree поддерживает практически все функции, необходимые Red Herring, и при этом возможностей пяти человек вполне достаточно, для того чтобы установить программное обеспечение, запустить его и заставить работать в течение трех дней».
Портал своими руками
Старшему вице-президенту Bank One и руководителю проекта International Internet Systems Сорену Буркхарту не удалось найти подходящий готовый продукт, по крайней мере при первоначальном рассмотрении.
У Bank One имелся свой собственный портал, ориентированный на обслуживание отдельных групп клиентов, но около двух лет назад Буркхарт ощутил необходимость консолидации Internet-приложений, которые сотрудники его отдела создавали для обработки обменных операций. Он знал, что это сложная задача, и начал искать разработчика портала, который мог бы помочь быстро решить ее, сохранив при этом все преимущества собственных наработок Bank One. Просмотрев продукты ряда компаний, в том числе IBM и Plumtree, Буркхарт решил остановиться на программном обеспечении Epicentric, главным достоинством которого была открытая архитектура, базирующаяся на технологии Java.
«Мы хотели получить удачную конструкцию, позволяющую интегрировать наш собственный набор продуктов, — заметил Буркхарт. — Нам не нужна религия. Цель на тот момент состояла в том, чтобы иметь в своем распоряжении законченную вещь, полностью сделанную на базе Epicentric. Позже один из наших конкурентов купил его и получил то же самое».
Примерно три месяца ушло на то, чтобы интегрировать приложения Bank One в портал, настроить систему и предоставить клиентам доступ к валютным котировкам, аналитической и другой оперативной информации в режиме реального времени.
Новый портал позволил Bank One сократить время обработки внутренних транзакций с двух дней до пяти минут.
Сегодня с помощью портала, который функционирует уже почти год, компания ежемесячно осуществляет сделки на сумму 2 млрд. долл.
По словам Буркхарта, на самостоятельное создание портала, рассчитанного на проведение торговых операций на сумму около 36 млрд. долл., понадобится по крайней мере 18 месяцев.
Еще два примера
Для Стива Гартена, менеджера финансово-административной группы компании Poten & Partners, занимающейся посреднической и консультационной деятельностью в области энергетики, ИТ-инфраструктура имеет очень важное значение.
Информационная система Poten примерно на 80% состоит из продуктов Microsoft. Поэтому большая часть заказа на создание портала досталась компании InfoImage, поддерживающей тесные деловые связи с Microsoft.
Одна из ведущих юридических фирм в Англии Bevan Ashford решила выбрать другой путь. Вот уже несколько лет в компании работает сеть intranet, однако проектированием единого интерфейса для доступа к приложениям и ресурсам Web до сих пор никто не занимался.
А это означает, что пользователям приходится отдельно загружать каждое приложение и проходить процедуру регистрации при каждом обращении к новому ресурсу.
«У Bevan Ashford уже имеется система управления знаниями от компании Hummingbird, которая своими корнями уходит как раз в обслуживание юридических фирм, — сообщил Хизер Робинсон, директор информационной службы Bevan. — Поэтому на следующем этапе логично было бы заказать там же и портал».
«В конечном итоге портал помогает основному бизнесу, — продолжил Робинсон. — Он позволяет упростить и ускорить выполнение поставленных задач и хорошо интегрируется с уже имеющейся информационной средой».
Лавина порталов
Опрос более 200 специалистов, занимающихся поддержкой корпоративных порталов или проявляющих большую заинтересованность в этом, проведенный в 2000 году Delphi Group, показал, что в ближайшие три года следует ожидать массовых инвестиций во внедрение порталов
Более половины опрошенных имеют опыт разработки хотя бы одного портала, при этом корпоративные порталы востребованы в наибольшей степени