Председатель совета директоров крупного Internet-холдинга о перспективах Internet-торговли
Анатолий Шкред: «Любое дело имеет право на успех, если у вас есть цель достичь результата» |
События, происходящие в последнее время в Рунете, довольно противоречивы. С одной стороны, сокращается поток инвестиций, закрываются один за другим московские Internet-магазины. С другой — появляются новые солидные игроки, например русскоязычный портал Lycos.
О том, чем живет сегодня наш электронный бизнес, корреспондент еженедельника Computerworld Россия Ирина Шеян беседует с одним из учредителей издательства «Открытые системы», председателем совета директоров Internet-холдинга eHouse Анатолием Шкредом.
Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления бизнеса в Рунете? Оказание консалтинговых или иных услуг, создание информационных сайтов, офшорное программирование или еще что-нибудь?
Перспективны все направления. Любое дело имеет право на успех, если у вас есть цель достичь результата, который может измеряться чем угодно: деньгами, государственными наградами, встречами с президентом или канонизацией. Перечисленные вами виды деятельности имеют в России огромный потенциал — и везде непочатый край. Возьмем хотя бы тот же «контент» в Сети: практически пусто. Если не брать политизированные Internet-газеты, то в остальном мы практически ничего не видим. Компьютерная тематика (за редким исключением) представлена нелицензионными, воровскими переводами материалов от иностранных поставщиков информации, которые часто даже не упоминаются в качестве источников. Этим занимаются все, включая так называемые «солидные» издания. Модное нынче офшорное программирование — это вообще «Клондайк», и в первую очередь для государства. Другое дело, что оно (государство) пока этого не понимает. Видимо, его тормозит еще советская боязнь за военные тайны, которые могут быть проданы «плохишами-программистами» врагам. Сейчас труднее вывезти из страны программу, чем миллиард долларов.
Ваше любимое детище в холдинге — магазин Bolero. Почему вы занялись именно книжным бизнесом?
Я не называл бы то, чем я занимаюсь, «книжным бизнесом», равно как и «электронным». Это просто бизнес. То, что продается в Internet-магазине Bolero, я называю «традиционно интернетовские товары», которые должны характеризоваться определенными свойствами, а именно: это товары массового спроса, их легко описывать и легко доставлять. То есть продавать проще то, что раньше, да и теперь, продается по каталогам (помните «Книгу — почтой»?).
Если бы вы были инвестором, на что бы вы дали денег и кому?
В первую очередь себе — нереализованных идей очень много. Если же серьезно, то трудно себя представить инвестором, да и не могу я распоряжаться чужими деньгами, тем более так, как упорно и бездарно демонстрируют это инвесторы в Рунете. Я легко могу много потратить на развлечения, а вот если что-то нужно создавать за чужие деньги, то меня лучше отодвинуть от управления деньгами от греха подальше. Вообще деньгами должны управлять профессионалы, а тратить женщины, мужчинам много денег не нужно. Мужчинам нужны любимая работа, любимые женщины и любимые «игрушки» — автомобили, часы, боулинг и т.д., каждому свое.
Что мешает вашему бизнесу?
Мешает геометрия страны. У нас все делается через одно место — через Москву: деньги, связь, поезда, самолеты... Мешает низкая заработная плата в стране, низкая стоимость рабочей силы, дешевые, а значит, и некачественные товары... Мешает МПС, точнее его низкие расценки на доставку и такой же сервис... Много чего мешает, но жить и работать приходится в этой стране и уже за это ее можно любить и терпеть.
Что вы думаете о законах об электронной коммерции? Какими они должны быть?
Ничего не думаю, я их не читал, не писал и не видел, и, честно говоря, не тянет. Не понимаю, зачем писать специальные законы, посвященные отдельным видам бизнеса. Мне нужны три нормальных закона: гражданский, налоговый и таможенный кодексы. И чтобы работали!
Каковы параметры магазина Bolero: количество работающих, оборот, самая существенная статья затрат?
Сейчас в Bolero работает около 40 человек. Официальный оборот мы пока не публикуем, но ориентировочно — на данный момент около 120 тыс. долл., эти цифры мы рассчитываем в скором времени существенно увеличить. Больше всего денег уходит на продвижение магазина. Главная задача — заработать хорошую репутацию среди покупателей, и ее приходится решать постоянно.
Как формируются цены на товары в Bolero?
При формировании цены товара мы отталкиваемся от розничной цены на традиционном рынке и стараемся, чтобы наша цена была немного меньше, дабы особенно не раздражать «офлайновых» продавцов. В сложившейся структуре продаж они пока имеют гораздо более серьезный вес среди производителей и могут диктовать условия. В зависимости от типа товаров наценка может варьироваться от 10 до 50%. В нашем распоряжении остается разница между розничной и оптовой ценами, за вычетом налогов. Из этого финансируются все наши расходы — зарплата, реклама, аренда, хостинг и прочее.
Существует мнение, что курьерская доставка товаров приносит Internet-магазинам только убытки, так ли это?
На доставке мы не зарабатываем, ни на курьерской, ни на почтовой. Мы стараемся сделать ее неубыточной, что, в общем-то, получается.
Как часто приходится обновлять ПО?
Разработка и модернизация происходит постоянно, и это нормально — нельзя создать идеальный магазин. Реально Internet-магазин должен моделировать обычное торговое предприятие (я имею в виду хорошее предприятие), где все делают живые люди — встречают вас, говорят приятные слова, предлагают товар, рассказывают о нем и т.д. Понятно, что часть работы можно автоматизировать, но не всю. Потому творить приходится «реальных» людей, реальные отношения, реальный мир.
Что общего у магазинов холдинга?
Общее — понимание рынка и перспектив развития. Мы одна большая команда, которая знает, что и как делать. Общая логистика, администрирование и ряд других очевидно объединяемых структур. Я считаю нашим преимуществом хорошее знание рынка изнутри, законы его развития, потому мы можем всегда быстро подстроиться под сложившуюся конъюнктуру.