Boeing и Airbus переносят свое соперничество в кибепространство
Скорость передачи данных, на которую могут гарантированно рассчитывать пассажиры, воспользовавшиеся услугой «Internet в воздухе», составит 56 Кбит/с |
Компании American Airlines, United Airlines и Delta Air Lines объявили о намерении оснастить свои воздушные суда средствами широкополосного Internet-доступа. Первая служба начнет функционировать во второй половине следующего года. Три авиакомпании, объединившись с корпорацией Boeing, собираются в первую очередь предложить услуги Internet пассажирам, которые будут совершать рейсы внутри США и осуществлять перелеты через Атлантику. Связь планируется организовать через спутниковые транспондеры, арендованные у компаний Loral и General Electric. Кроме того, по словам представителя Boeing Терранса Скотта, корпорация уже подписала соглашение об аренде спутниковых каналов связи, покрывающих территорию Тихого океана.
Служба Connexion предусматривает передачу на самолет данных с суммарной скоростью 20 Мбит/с. При пересылке информации с самолета общая пропускная способность будет составлять от 1 до 1,5 Мбит/с. Скорость передачи данных, на которую могут гарантированно рассчитывать пассажиры, составит 56 Кбит/с, что приблизительно соответствует быстродействию модема, подключенного к обычной телефонной линии. Рассчитать среднюю пропускную способность довольно сложно, но можно сказать, что скорость опустится ниже 56 Кбит/с лишь в том случае, если все три сотни пассажиров подключатся к Сети одновременно.
Boeing и ее партнеры еще не определили окончательные цены на услуги «Internet в воздухе». На первых порах их стоимость, судя по всему, составит около 20 долл. в час, а в дальнейшем снизится до 10 долл.
В компании Tenzing Communications, уже подписавшей соглашения о предоставлении аналогичных услуг Internet-доступа и электронной почты ряду авиалиний, в том числе гонконгской Cathay Pacific, сингапурской Singapore Airlines и английской Virgin Atlantic, попытались обойти конкурентов из Boeing, United Air Lines, Delta Air Lines и American Airlines. Руководство Tenzing также подписало соглашение о предоставлении своей технологии консорциуму Scandinavian Airlines System, объединяющему государственные авиакомпании Дании, Норвегии и Швеции.
Вице-президент Tenzing по развитию бизнеса Питер Лемме заметил, что его компания опережает Boeing по срокам реализации проекта и предлагает более низкие цены.
Стоимость услуг окончательно еще не определена, но пассажирам придется платить гораздо меньше, чем за подключение к службе Connexion. Лемме заявил, что на тихоокеанских рейсах служба его компании обладает целым рядом преимуществ перед Connexion.
«Сравнение двух поставщиков услуг напоминает мне сравнение яблока с апельсином, — заметил на это Скотт. — Скорость передачи данных, которую Tenzing предоставляет своим клиентам, летающим через Тихий океан, не превышает сейчас 2,4 Кбит/с».
«До тех пор пока у Boeing и ее партнеров не будет надежной и безопасной спутниковой связи, скорость пересылки информации вообще можно считать равной нулю», — парировал Лемме.
Аналитик компании Wireless Internet & Mobile Computing Алан Райтер назвал службу Connexion «очевидным и безусловным фаворитом». Ведь 20 долл. — намного дешевле стоимости часа разговора по спутниковому телефону.
Управление службой Connexion осуществляет руководство совместного предприятия, созданного Boeing и тремя ее партнерами. Каждой из этих компаний принадлежит своя доля доходов. Условия соглашения, регламентирующего разделение прибыли, Скотт комментировать отказался.
Первое упоминание о службе Connexion появилось в апреле 2000 года. В Boeing надеются, что за десять лет оборот авиационной службы широкополосного Internet-доступа составит 70 млрд. долл.
Представители европейского авиастроительного концерна Airbus Industrie также объявили о подписании партнерского соглашения с Tenzing Communications. Договор предусматривает использование беспроводной телекоммуникационной технологии Tenzing для предоставления авиапассажирам доступа к электронной почте и Internet.
Сообщение о заключенной сделке появилось в СМИ буквально на следующий день после того, как Boeing и три американские авиакомпании рассказали журналистам о своих планах предоставления пассажирам услуг Internet в полете. Подписание обоих соглашений было приурочено к открытию в июне ежегодной выставки Paris Air Show, на которой Tenzing объявила еще о нескольких готовящихся контрактах с авиакомпаниями, собирающимися предложить своим пассажирам услуги Internet-доступа.
Представители Airbus сообщили о покупке 30% акций Tenzing за 44 млн. долл. В последующие несколько месяцев многие самолеты Airbus планируется оснастить службами Tenzing.
Райтер полагает, что альянс Airbus и Tenzing сможет стать достойным противовесом инициативе Boeing. Однако предоставление Internet-услуг в воздухе является совсем новым бизнесом; преимущество в нем получит та компания, которая сумеет заключить договоры с наибольшим числом авиаперевозчиков.