Как обеспечить приемлемое соотношение цена/качество для услуг Voice-over-IP
Компания «Демос-Интернет» провела семинар для потенциальных пользователей IP-телефонии. Как составная часть этой услуги, ориентированной в основном на корпоративных клиентов, рассматривался также доступ в Сеть по выделенным линиям. Доклады были составлены как ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы клиентов, поэтому особое внимание уделили пункту о комплексной стоимости услуги. А стоимость эта, по подсчетам, немаленькая.
При наличии свободной телефонной пары и требуемой скорости соединения до 256 Кбит/c оптимальный способ организации канала — наложенная цифровая сеть. Связь в этом случае организуется просто путем кроссировки пакетов без прокладывания дополнительного кабеля, но абонентская плата зависит от длины задействованного соединения. Единовременные затраты «условного клиента» на покупку маршрутизаторов Cisco, их подключение и установку программного обеспечения для организации доступа в Сеть составят ориентировочно 4515 долл., в дальнейшем ежемесячно 351 долл. будет уходить на абонентскую плату.
Что касается передачи речи с помощью технологии Voice-over-IP, то здесь имеется три способа: обычная передача по Internet-каналам общего пользования, специально выделенные для этой цели линии связи и комбинированный вариант, передача через Сеть с использованием средств категории QoS (Quality of Service — качество обслуживания), позволяющей динамически перераспределять ширину полосы пропускания для голосовых пакетов в зависимости от нагрузки. Первый способ не обеспечивает качество связи, необходимое для ведения деловых переговоров (пакеты, а соответственно и фрагменты разговора могут опаздывать, а то и теряться). Второй слишком дорог.
Соотношение цена/качество, приемлемое для большинства корпоративных клиентов, выдержано, по мнению представителей «Демоса», в последнем варианте. Требуемое качество достигается за счет средств QoS, которая обеспечивает приоритет голосовых пакетов перед данными и позволяет исправлять ошибки, возникающие при их доставке. Стоимость комплексной услуги, включающей доступ в Internet и VoIP, складывается из тех же самых затрат на организацию работы по выделенному каналу, но стоимость оборудования (маршрутизаторов с голосовыми портами) существенно выше. Однократные затраты для «среднего» заказчика, ведущего не более 12 переговоров одновременно, составят 29420 долл., а абонентская плата — 5856 долл. Расходы можно оптимизировать, заключив договор на поставку оборудования с рассрочкой платежа. Кроме того, по словам представителя компании «Демос» Алексея Силина, полученная экономия перекроет эти затраты через шесть-восемь месяцев.
Собственно за услуги IP-телефонии счет выставляется по факту их предоставления. В своей тарифной политике «Демос» исходит из цен «Ростелекома», установив свои тарифы на уровне примерно 50% от последнего. Если разговор через «восьмерку» со странами Западной Европы стоит 69 центов в минуту, то в «Демосе» — 38 центов. Естественно, наиболее выгодно использование технологии VoIP при больших объемах междугородного/международного трафика. Для обеспечения надлежащего качества все маршрутизаторы на пути голосовых пакетов должны поддерживать QoS. Услугой VoIP от «Демоса» уже пользуются «Тюменская нефтяная компания», МИД и Институт ядерных исследований в Дубне.