Внедрению подобных систем мешает неспособность предприятий сформулировать свои требования
Ключевым ориентирам в деле построения на предприятиях систем бюджетирования и способам решения возникающих при этом проблем был посвящен семинар, организованный компанией ИНЭК. Методологической основой семинара послужила анонсированная в середине апреля «Компьютерная технология бюджетирования», которая представляет собой пакет услуг по созданию систем бюджетирования с использованием ИТ.
Как подчеркнула начальник отдела консалтинга Елена Жукова, ключевым фактором успеха при создании системы бюджетирования является готовность руководства к связанным с этим процессом изменениям, а также к издержкам — материальным, финансовым, временным.
Первый и, вероятно, наиболее ощутимый камень преткновения на этом пути — неспособность заказчика грамотно сформулировать свои требования. Многие руководители предприятий весьма расплывчато представляют себе, как должна выглядеть в конечном итоге упомянутая система. Распространенная ошибка — попытка контролировать как можно больше факторов. Между тем существенное влияние на экономику предприятия оказывает лишь часть из них. В результате система оказывается перегруженной обработкой малозначимых данных и взаимосвязей, что замедляет ее работу. Очень часто такому подходу сопутствует еще одна ошибка — отсутствие учета факторов, которые действительно важны для построения правильного рыночного прогноза.
Не менее серьезная проблема — отсутствие информации. Часто оказывается так, что на предприятии нет источников данных, которые решено использовать в системе бюджетирования. А иногда предприятие просто не хранит у себя информацию нужной степени детальности. Например, если учет финансов ведется только в целом по предприятию, то организовать учет по подразделениям бывает затруднительно.
Заместитель начальника отдела консалтинга ИНЭК Людмила Цветнова подробно остановилась на схеме создания на предприятии системы бюджетирования. По ее мнению, начинать бюджетное планирование надо с разработки экономической программы предприятия, в которой нужно непременно учесть и такие очень важные факторы, как инфляционные ожидания, ставки налогов и обязательных платежей и процентные ставки по кредитам. Кроме того, в плане нужно учесть ассортиментный перечень продукции, а также сроки ее изготовления, если они велики. Учет продукции может производиться по видам продукции или по цехам и подразделениям, которые ее выпускают. В план бюджетирования надо также включить предполагаемые объемы продаж (в целом или по отдельным покупателям), условия расчетов с поставщиками и с клиентами (с учетом скидок, надбавок, рассрочек, инвестиционных затрат, расчетов по кредитам и пр.). Разумеется, следует принять во внимание накладные производственные расходы, имеющиеся остатки сырья, незавершенные изделия, трудовые ресурсы и многое другое.
Цветкова рекомендует готовить и изучать несколько вариантов планов бюджетирования, чтобы затем выбрать наиболее приемлемый для предприятия. Правда, это не так просто, необходимо будет учесть около 50 различных факторов. Основной критерий при выборе плана — его выполнимость и неубыточность.
Разрабатывая систему бюджетирования, специалисты ИНЭК обычно предлагают своим клиентам пакеты описаний взаимосвязей между различными параметрами, сформированные в виде таблиц Excel. Выбор столь простого на первый взгляд инструмента обусловлен прежде всего доступностью, привычностью и понятностью для конечных пользователей. Кроме того, это простое решение помогает предприятию снизить издержки на начальном этапе создания системы бюджетирования. Если пользователи считают, что им необходим более продвинутый инструментарий, в ИНЭК готовы взять на себя его поставку и настройку.