Мне нравится сравнивать человека с четырехцилиндровой машиной. Четыре цилиндра — это наши физические, интеллектуальные, эмоциональные или художественные и духовные качества. Майкл Дертузос, директор лаборатории Laboratory for Computer Science |
Майкл Дертузос, один из легендарных ученых Массачусетcского технологического института и директор лаборатории Laboratory for Computer Science, уверен, что создание машин, которые обслуживают людей, а не наоборот, изменит всю нашу жизнь. По его словам, информационная революция не выполнит своего предназначения до тех пор, пока мы не перестанем думать так, как думали еще в эпоху индустриальной революции. Дертузос — автор семи книг, в том числе последней «Неоконченная революция: компьютеры, ориентированные на человека, и что они могут для нас сделать» (The Unfinished Revolution: Human-Centered Computers and What They Can Do for Us, HarperCollins, 2001). Он считает, что спустя полвека после появления первого компьютера в мире практически ничего не изменилось, и наша цель должна состоять в том, чтобы создать системы, обслуживающие человека. О будущем компьютерных систем с Дертузосом побеседовал журналист еженедельника Computerworld Сэми Лейз.
Вы говорите о системах, ориентированных на человека, в которых компьютер — не отдельное устройство, а комната, где компьютерная система вас окружает повсюду. Чем это отличается от систем, реализованных по идеологии повсеместных вычислений?
Люди часто путают понятия «повсеместные вычисления», с одной стороны, и «ориентированные на человека компьютерные системы», с другой. Это отнюдь не одно и то же. В первом случае основной упор делается на поддержку как можно большего числа устройств, которые сами являются компьютерами. В ориентированных на человека компьютерных системах во главу угла ставится сам человек. Сейчас с компьютерами иметь дело довольно трудно. Если их сделать повсеместными и использовать со все большей интенсивностью, ситуация вокруг нас только ухудшится. Сосредотачиваясь на системах, ориентированных на человека, мы утверждаем, что наша цель — обслуживать людей. Потребует ли достижение этой цели большего или меньшего количества оборудования и программ — дело второе.
В описанной вами модели человеку предстоит взаимодействовать с компьютером при помощи голоса. Почему?
Большинство из таких систем будут способны понимать речь, а не просто управляться голосом. Ведь речь естественна для людей, и к тому же ее просто использовать. Вот почему ориентированные на человека системы должны поддерживать голосовые функции. Вспомните фундаментальное утверждение, описывающее ориентированные на человека системы: компьютеры должны вас обслуживать. И не важно, как вы общаетесь, — главное, чтобы это делалось любым удобным для вас образом. К сожалению, тенденции развития компьютерных систем свидетельствуют о том, что пока они будут следовать старой модели — модели, которая неудобна для людей, но идеальна для машин. Это модель «множества тупых слуг».
Повсеместные вычисления начинают становиться фактом нашей жизни: благодаря сотовым телефонам, мобильным компьютерам и карманным устройствам мы можем работать практически где угодно. Сколько времени пройдет, прежде чем мы сможем делать то же, что и теперь, а также многое другое, просто разговаривая с комнатой?
Повсеместные вычисления очень просты. То, что у нас сейчас есть, лишь часть этой структуры, хотя и немалая. Ориентированные на человека компьютерные системы изменят образ мышления, и пройдет еще немало времени, прежде чем производители предложат аппаратное и программное обеспечение, отражающее это новое мышление. Но работа над ориентированными на человека системами уже идет. Ее начали в Калифорнийском университете в Беркли, Университете Карнеги-Меллон, Институте технологии штата Джорджия и в Вашингтонском университете. И конечно, в рамках проекта Oxygen Project в МТИ. Большая работа по распознаванию речи проведена в IBM, Philips и Microsoft. Сейчас появляется множество молодых компаний, решающих эту задачу, а это признанный показатель роста актуальности технологии.
Что заставит разработчиков коммерческих Web-служб реализовывать концепцию ориентированных на человека компьютерных систем?
Это уже произошло. Microsoft анонсировала Hailstorm — ориентированную на пользователя компьютерную среду, как они ее называют, в рамках своей инициативы .Net. В конце концов, удачные прототипы ориентированных на человека компьютерных систем заставят и другие фирмы использовать новые модели.
Вы сказали, что мы должны изменить свое отношение к компьютерам и в большей степени ориентироваться на человека. Что вы имеете в виду?
Возьмите, к примеру, электронную почту. Нужно что-то делать, или нас просто затопит ее вал. Один из опросов показал, что люди в среднем тратят на электронную почту по полтора часа в день. В ближайшие десять лет это время может увеличиться раз в десять, поскольку возрастет число пользователей. Но на самом деле никто, конечно, не будет по 15 часов в день сидеть за электронной почтой. От вас потребуется минимум усилий, большую часть обработки возьмет на себя машина. Я в среднем трачу 18 секунд на каждое сообщение, поскольку настроил систему таким образом, чтобы можно было отвечать, нажав всего несколько кнопок, но даже в этом случае я только откладываю решение проблемы. Мы должны с помощью механизма метаданных и языка XML научиться создавать для почтовых сообщений метки, по которым можно было бы выбрать или отвергнуть приходящие сообщения электронной почты. В конце концов, мы должны понять, что можно спокойно сразу выбрасывать большую часть приходящей почты. Мы не имеем права беспокоить людей нашими посланиями и обязывать их отвечать на них только потому, что существует возможность поддерживать связь друг с другом. Электронная почта не изменит складывавшиеся тысячелетиями принципы жизни в обществе.
Не вызовет ли это отторжения технологий?
То, насколько лучше мы будем жить с помощью ориентированных на человека систем, зависит от каждого конкретного человека. Мне нравится сравнивать человека с четырехцилиндровой машиной. Четыре цилиндра — это наши физические, интеллектуальные, эмоциональные или художественные и духовные качества. Большинство технических специалистов задействуют только один или два цилиндра — как правило, интеллектуальные и физические. Гуманитарии используют то же число цилиндров: физические и художественные. Так что, если вы технический специалист или бизнесмен, занятый планированием или решением практических задач, вам, безусловно, намного удобнее работать с компьютерами. Если вы художник, то тоже удобно, но в меньшей степени. У вас будут инструменты для творческой работы, но вы не сможете лучше писать или рисовать. А если вы монах, то вообще забудьте о компьютерах. Вам они не помогут, поскольку духовная работа в основном происходит внутри человека. Я был бы рад, если бы мы научились использовать все четыре цилиндра. По-моему, это и значит быть человеком.
Генеральные директора хотят, чтобы руководители ИТ-служб занимались перспективными технологиями, которые к тому же обеспечивают большой возврат от инвестиций. В этом контексте — каким образом ИТ-менеджер вписывается в ориентированное на человека будущее, о котором вы говорите?
Извините за саморекламу, но такой менеджер должен начать с чтения моей книги, а затем из Web узнать об усилиях других. После этого он переживает полное очищение своего сознания, и с этого времени стремится заполучить системы, которые обслуживают людей, а не наоборот. Посмотрите на современные средства работы с речью. Вы можете использовать голосовые команды в своей работе? Затем посмотрите, что происходит с автоматизацией. Можете вы автоматизировать работу, которую выполняют люди и которая не требует приложения интеллекта, так, чтобы освободить их от этой работы? Можете вы помочь людям работать более эффективно? Можете вы настроить свои системы в соответствии с индивидуальными требованиями своих сотрудников? Сказать, что вы поддерживаете эти идеи, недостаточно. Это следует доказывать каждым своим поступком.