В беседе со старшим редактором еженедельника InfoWorld Майклом Визардом Сол дал свою оценку причин возникновения настоящей истерии вокруг высокотехнологичных фирм, охватившей сообщество инвесторов в последние годы
Марк Сол: «Последние три года жадность граничила с безумием, и теперь мы вынуждены пожинать плоды проводившейся в этот период политики» |
Управляющий партнер компании Foundation Capital Марк Сол специализируется на организации финансирования молодых компаний на начальном этапе их становления. В беседе со старшим редактором еженедельника InfoWorld Майклом Визардом Сол дал свою оценку причин возникновения настоящей истерии вокруг высокотехнологичных фирм, охватившей сообщество инвесторов в последние годы. Кроме того, Сол предсказал новую волну начинающих компаний, подкрепленных солидными финансовыми вливаниями. Инвесторы вновь обращают свой взор на поставщиков решений в области ИТ-инфраструктуры традиционных предприятий.
Как нынешний экономический спад отразился на состоянии сообщества инвесторов?
Инвестиционные компании увязли в проложенной ими же самими колее. Если говорить о каких-то новых направлениях, то здесь все ведут себя очень осторожно. В 2000 году для подготовки к принятию решения требовалось две-три недели, сейчас же на это уходит от двух до четырех месяцев. Продолжение финансирования проектов крайне затруднено. Люди пытаются привести дела в порядок и ждут результатов углубленных экспертиз, которые позволили бы им чувствовать себя достаточно спокойно, делая первоначальные инвестиции. В мире инвестиционного капитала идет борьба между жадностью и страхом. Последние три года жадность граничила с безумием, и теперь мы вынуждены пожинать плоды проводившейся в этот период политики. Сегодня же преобладают панические настроения, боязнь финансовых воротил потерять свои деньги парализует экономику.
Как изменилась стратегия инвесторов после того, как котировки акций упали? Увеличилось ли число тех, кто стремится к продаже или слиянию с другими компаниями, а не в первичном размещении акций?
«Гранды» инвестиционного бизнеса никогда не станут финансировать компанию, которая не собирается выходить на фондовый рынок. Возможность продажи компании в некоторых случаях привлекает инвесторов, но обычно такой вариант развития событий рассматривается лишь как запасной или менее желательный по сравнению с акционированием. Большинство людей, вкладывающих свои деньги, стремятся создать по-настоящему мощные предприятия, твердо стоящие на ногах и пользующиеся доверием. Независимость от текущей ситуации на фондовом рынке — вот чего хотят добиться инвесторы. Сегодня порядок и сроки выхода на фондовый рынок компании, сумевшей заполучить необходимые ей финансовые ресурсы, заметно отличаются от того, что было раньше. В 1997 и 1998 годах подготовка к акционированию порой велась в течение нескольких лет, до выхода на уровень рентабельности. В прежние годы для успешного размещения акций компания должна была приносить прибыль на протяжении четырех — шести финансовых кварталов. Думаю, что сегодня мы возвращаемся к подобной практике.
Как вы думаете, замедлятся ли темпы технологического развития при уменьшении объема инвестиционного капитала?
Очень хорошо, что вы подняли этот вопрос. Тот, кто считает, что технический прогресс определяется исключительно объемом внешних инвестиций, заблуждается. Дальнейшее технологическое развитие зависит от активности и инициативности предпринимателей. Те, кто способен предложить действительно стоящие идеи, встречаются довольно редко. И все они в конце концов находят необходимые финансовые ресурсы — за счет выпуска акций или каким-то иным способом. Ведь что было характерно для последних лет всеобщей доступности инвестиционного капитала? Практически любой прожектер, нацарапавший на бумаге некое подобие бизнес-плана, мог заполучить необходимое ему финансирование. Происходило разбазаривание инвестиционного капитала в огромных размерах. Изменение ситуации на рынке способствовало возрождению финансовой дисциплины. Побеждать будут лишь самые лучшие идеи. Только действительно достойные начинания смогут получить деньги. А повышение эффективности системы отбора объектов инвестирования в конечном итоге приведет к оздоровлению экономики.
Какие секторы, на ваш взгляд, сегодня развиваются самыми быстрыми темпами?
Одной из наиболее интересных тенденций я считаю смену подходов в области построения кластеров. На сцену выходит новое поколение решений, которое должно уменьшить нагрузку на серверы. На каждую стойку маршрутизаторов сегодня приходится десять серверных стоек. Кроме того, серьезного внимания заслуживает все, что приводит к уменьшению общей стоимости владения информационными системами. Еще одна тенденция — повсеместное распространение оптических технологий. Оптические системы все чаще можно встретить как в телекоммуникационном оборудовании, так и в другой компьютерной технике.
В области программного обеспечения я бы отметил два основных направления. Очень многие компании начинали свою деятельность четыре года назад, в период становления Web. И сегодня они испытывают потребность в новой программной архитектуре, позволяющей расширить возможности первых приложений. Другое интересное направление — появление нового поколения корпоративных приложений. Пока их создателям так и не удалось создать полностью завершенную систему управления цепочками поставок. И в ближайшее время здесь должны произойти очень серьезные перемены.
Если вести речь о моделях ведения электронного бизнеса, то сначала популярность завоевала ориентированная на обслуживание конечных потребителей модель business-to-consumer, затем — модель взаимодействия с корпоративными партнерами business-to-business. После этого стали появляться все новые и новые модели, скажем, peer-to-peer или exchange-to-exchange. Не превратилось ли сегодня все это в бессмысленный перебор аббревиатур, составленных из различных букв алфавита?
Действительно, сегодня большинство инвесторов предпочитают не иметь дел с компаниями, обслуживающими конечных потребителей. Мода на B2C оказалась кратковременной. Большая часть тех, кто вкладывает деньги в новые проекты, ориентируется на информационные технологии, но если у компании есть свой Web-сайт, это еще не означает, что ее деятельность связана с информационными технологиями. Чем могут помочь инвесторы предприятиям, работающим на потребительском рынке? Конечно, есть фонды, финансирующие розничные продажи, но их доля в общем объеме операций незначительна. Секрет розничных продаж сводится, по сути, к покупке по одной цене и продаже через несколько дней по другой, более высокой. Забавно, как нам удавалось в мгновение ока создавать новые имена. Впрочем, B2B по своей сути — то же самое.
Что бы вы могли посоветовать руководителям информационных служб, рассматривающим возможность приобретения продуктов начинающих компаний?
Всякий раз, когда сотрудник крупной корпорации начинает присматриваться к продукции начинающей компании, он рискует своей карьерой. Допустим, молодая компания предлагает нечто, способное полностью изменить правила игры. Но прежде чем крупный заказчик решится на приобретение этого продукта, он должен получить исчерпывающую информацию о поставщике и убедиться в его устойчивом финансовом состоянии. В этом смысле все должно быть точно так же, как и у инвестора, оценивающего перспективы вложения в начинающую компанию своих денег.
Марк Сол
Компания: Foundation Capital
Должность: управляющий партнер
Главная задача: поиск людей с хорошими идеями и помощь им в воплощении их идей в работающих продуктах. Приведение инвестируемых компаний в состояние, в котором они не будут испытывать трудностей с финансированием
Главные достижения: инвестирование компании Interwoven и участие в руководстве компанией Network Appliance
Увлечения: имеет сертификат пилота реактивного самолета, выданный Федеральным управлением гражданской авиации США. Любит заниматься серфингом, кататься на лыжах, бегать, увлекается экстремальными видами спорта