Из-за обилия предложений со стороны поставщиков продуктов и услуг для массового потребителя прошедшая выставка «Связь-Экспокомм» во многом походила на шоу. Концерты, представления и викторины имели шумный успех у посетителей. А буквально в нескольких шагах от «увеселительных» стендов шла совсем иная жизнь: компании сектора B2B интенсивно общались между собой.
Системные, сетевые интеграторы вели встречи и переговоры с корпоративными заказчиками, желающими значительно расширить свой потенциал в области телекоммуникаций.
Разумеется, большинство интеграторов очень серьезно подготовились к выставке — новинки были почти у всех, с кем нам удалось встретиться. Так, очень многие представили решения в области создания территориальных телекоммуникационных сетей. Схему построения недорогих сетей передачи данных, пригодную для развертывания в жилых домах, предложила компания «Вимком Оптик». «Информсвязь» демонстрировала интегрированную систему автоматизации объектов «Интеллектуальное здание». У целого ряда компаний можно было встретить решения в области IP-телефонии. В частности, на стенде CompTek был развернут действующий макет такой системы, в которой оказались задействованы и другие новинки — радиомаршрутизаторы, антенны и пр. Решения в области беспроводных сетей были представлены и на стенде компании Diamond Communications. «Открытые технологии» акцентировали внимание на демонстрации центров обработки звонков, сетей с интеграцией услуг, волоконно-оптических коммуникационных систем, а также портальных решений и продуктов для обеспечения информационной безопасности. Системы безопасности представили компании «Информсвязь», «Демос» и IBS. Помимо множества других решений, две последние демонстрировали услуги хостинга, в том числе аренды серверов и аренды приложений.
Как выяснилось в ходе бесед с представителями компаний-интеграторов, тесное соседство с поставщиками услуг сотовой связи в ходе выставки привело к тому, что среди посетителей стендов явно преобладали те, кто интересовался именно мобильной связью, а не серьезными коммуникационными решениями. Например, по оценкам Павла Рудакова, менеджера по маркетингу компании «Открытые технологии», разместившейся в том же павильоне, что и компании холдинга «Система Телеком», доля «своего» посетителя составила примерно четверть от общего потока гостей. Представители CBOSS, стенд которой располагался в том же павильоне, были менее оптимистичны в своих оценках, заявив, что участие в выставке «Связь-Экспокомм» для их компании — дело сугубо имиджевое, и никаких особых дивидендов от нее не ждут, да и новых продуктов или услуг не представляют.
Интеграторы, разместившие свои стенды в соседнем павильоне, собравшем в основном тех, кто специализируется на создании сетей коммуникаций, оказались вполне довольны и выставкой, и контингентом посетителей. В самом деле, «экспонавтам», которые обычно толпились вокруг поставщиков сотовой связи, в этом павильоне было явно скучно. Зато те, кто искал решения для телекоммуникаций, имели возможность заняться изучением интересующего их сектора рынка.
На мой взгляд, в жизни экспозиции «Связь-Экспокомм» наблюдается поворот от выставки продуктов и услуг к выставке решений, однако этот процесс идет неспешно. Как считает Наталья Лыкова, руководитель отдела PR компании «Атлант-Информ», поставщики услуг более заметны, их присутствие сопровождается суетой, шумом. Поставщики решений ведут себя тише. Наверное, так и должно быть: большой проектный, интеграционный корпоративный бизнес не любит шума — деньги предпочитают тишину.
Михаил Зырянов