Классика политэкономии и современные методы управленческого учета
Сергей Колесников: «Несмотря ни на что, «Капитал» Маркса никто не отменял, равно как мало кто и не читал» |
Колесников подчеркнул, что, несмотря ни на что, «Капитал» Маркса никто не отменял, равно как мало кто и не читал. В дальнейшем он не раз обращал внимание, что упомянутые в книге термины и процессы не только нуждаются в переосмыслении, но и достойны внимательного изучения.
Закон этот — прибавочная стоимость создается в процессе производства — определяет главную цель управления, а именно управление товаром. Характер управления зависит от качества товара и от вида деятельности.
Качество — еще одно привычное слово, которое в современных условиях приобрело значение эквивалента потребительной стоимости. Качество — критерий оценки продукта, создаваемого в процессе производства. Процесс при этом оценивается с точки зрения эффективности, управление — с точки зрения устойчивости.
В последнее время претерпела изменения сама парадигма производства. По мнению Колесникова, производство прежде всего воспринимается как процесс доставки продукта или услуги потребителю. Наблюдается тенденция рассматривать его по всему жизненному циклу, причем собственно производственный цикл существенно сократился — иногда до нескольких недель. Следовательно, значительно большее внимание обращается на другие этапы.
Учет и контроль
Использование все более сложных информационных технологий в управленческой деятельности приводит к радикальным изменениям самой деятельности. Прежде всего это касается учета, который до недавнего времени был многолик, но все-таки не давал целостной картины бизнеса. Информационные системы позволяют перейти к единой регистрации всех фактов хозяйственной деятельности, а затем выполнять агрегирование их разными способами в соответствии с различными критериями. Формируется единый пул первичных документов и набор первичных аналитических признаков. События учитываются однократно, после чего на основе собранной информации можно получить любой вид отчетности. По такому принципу работают все наиболее известные системы. Путем настройки аналитических признаков можно, в частности, получить различные планы счетов для бухгалтерского учета или выделить информацию, подлежащую передаче в налоговые органы.
Иными словами, можно говорить о понятии управленческого учета, имея в виду систему организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленных на решение той или иной задачи.
Организация данных — это основные справочники и формы. Как правило, системы учета поддерживают значительное число таких справочников, в том числе справочник выпускаемых товаров или услуг с подробными их характеристиками, производственные спецификации, информацию о клиентах и т. д.
Формы в данном случае надо понимать достаточно широко — это и регламент сбора данных, и стандарты корпоративной информации, и формы компьютерного ввода данных. Все это должно быть включено в должностные инструкции.
Три источника и три составные части
Как ни парадоксально, данная, также приобретшая изрядную одиозность формула как нельзя лучше применима к управленческому учету. Три источника управленческого учета образуют: внешнее окружение (нормативы деятельности, например, в России, гражданский кодекс, налоговый кодекс, таможенное законодательство, требования к экологии, требования управления качеством); корпоративные правила деятельности или корпоративная культура (под ней в данном случае понимается положение об учетной политике, принципы обмена документами и пр.); технологии бизнес-процессов или специальные методики.
Три составные части управленческого учета таковы: система учета затрат, то есть интерфейс с финансовым менеджментом, система показателей деятельности (интерфейс с регулярным менеджментом), которая не сводится к простому учету затрат, а определяет принципы оценки деятельности подразделений и предприятий, а также бюджетирования, и, наконец, система управленческих отчетов (интерфейс с системой принятия решений).
Документ, который можно нарушать в одну сторону
Обратясь к вопросам бюджетирования, Колесников обратил внимание на то, что принципы, активно используемые на Западе, были разработаны в Советском Союзе несколько десятков лет назад. Тогда о них говорили как о формах стратегического бюджетного планирования.
В сущности, слово budgeting, вошедшее в русский язык как бюджетирование, значительно ближе по смыслу к слову «планирование». Различаются два типа бюджетирования — операционные планы (или функциональные бюджеты) и бюджеты денежных потоков (или казначейские бюджеты). Операционные бюджеты выполняются точно, а бюджеты потоков задают планку, выше которой расходовать средства нельзя. При этом бюджетные механизмы являются статичными, в то время как система управления производством — динамична. В силу этого до появления развитых систем управления неудовлетворительные бюджетные показатели маскируются за счет статичной схемы отчетности. Внедрение таких систем позволяет максимально сблизить эти механизмы и добиться высокой оперативности исполнения и корректировки бюджетов.