Очередное заседание Общественного экспертного совета по поддержке российских ИТ
Андрей Кокошин готовится стимулировать «потребление ИТ» |
Работа Общественного экспертного совета по государственной поддержке российских информационных технологий при Госдуме РФ (руководитель — Андрей Кокошин) понемногу движется вперед, и абстрактное слово «поддержка» понемногу наполняется конкретным смыслом. От идеи оказания прямой помощи компаниям, работающим в ИТ-секторе, совет (не без настойчивых уговоров входящих в комиссию «компьютерных» бизнесменов) отказался, и программа заседания совета, прошедшего в Государственной думе 5 апреля, была озаглавлена «Меры экономического стимулирования потребления информационных технологий».
Мер (см. врезку) предложено пять, разбитых на две категории. Некоторые из предлагаемых усовершенствований законодательства не вызывают энтузиазма у ИТ-бизнесменов. Например, для сдачи чего-либо (в том числе программного обеспечения) в аренду необходимо, чтобы это «что-то» числилось среди основных средств и соответствующим образом облагалось налогами. Что крайне невыгодно разработчикам. Поэтому они против «уравнивания в правах» своих продуктов со зданиями и станками, ибо существуют и иные способы производить лизинговые операции. Которые, естественно, являются ноу-хау компаний — производителей ПО.
Обсуждению мер несколько мешало то, что многие из членов Экспертного совета не имели информации о последних поправках к обсуждаемому в настоящее время в Думе Налоговому кодексу. Порой горячо обсуждаемые меры по поддержке оказывались или уже предусмотренными в НК, или, наоборот, им противоречащими. Впрочем, и сам кодекс находится в состоянии, далеком от окончательного.
Одной из самых соблазнительных по своей простоте мер поддержки российского ИТ-бизнеса является предоставление налоговых льгот его субъектам. Каждое обсуждение этой темы заканчивается тем, что кто-либо из практиков оного бизнеса (обычно глава «1С» Борис Нуралиев) в ответной речи благодарит за заботу и убедительно просит никаких льгот не предоставлять.
Его аргументация проста и неизменна: все налоговые льготы — и «афганцам», и «инвалидам», и иным социальным категориям — неизменно оканчивались приходом в «льготный» бизнес криминальных элементов и соответствующим изменением бизнес-правил.
Излишними представляются разработчикам и льготы при отправке ПО на экспорт — по тем же причинам. Так что в этом плане рассматривается вариант предоставления послаблений всем отраслям, продающим за границу что-либо, отличное от сырья.
Впрочем, в «1С», например, были бы счастливы, если бы с пути их продукции за кордон просто убрали лишние препятствия. По нынешним законам на каждую партию ПО приходится, кроме карточки ВЭД, предоставлять учредительные документы компании, оформлять заключение о непринадлежности к шифровальным средствам электронных ключей защиты в ФАПСИ, проводить экспертизу в Федеральном агентстве по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности, военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) и т. д. При этом пиратские диски, не нуждающиеся в вышеперечисленных документах, границы преодолевают не в пример легче...
Возвращаясь к уже упомянутым мерам, стоит отметить, что льготы «на потребление» информационных технологий тоже вполне способны вызвать злоупотребления.
К примеру, имея государственные гарантии оплаты ИТ-систем, можно не задумываться над необходимостью технического перевооружения предприятия, стоимостью сего удовольствия, не ломать голову над выбором и надежностью поставщика и интегратора и т. д. и т. п. Но эти проблемы будут касаться компьютерного бизнеса лишь опосредованно.
Как поддержать так, чтобы помочь?
Предложения Общественного совета и краткие комментарии к ним
Предложения
1. В целях совершенствования действующего законодательства и устранения в нем противоречий, оказывающих влияние на темпы внедрения ИТ, предлагается:
- по услугам, связанным с ИТ (внедрение, сопровождение, информационно-консультационные и т. п.), — внести изменения в действующее законодательство по однозначному отнесению расходов на внедрение и обслуживание ИТ на себестоимость (см. комментарий № 1);
- по программному обеспечению — уравнять в правах программное обеспечение (ПО) как разновидность собственных и используемых нематериальных активов с основными средствами, внеся изменения в действующее законодательство, предусматривающее сдачу ПО в аренду, а также распространив действие лизингового законодательства на ПО (см. комментарий № 2);
- по аппаратному обеспечению — скорректировать нормативы по срокам амортизации средств вычислительной техники (ВТ) (см. комментарий № 3).
2. В целях совершенствования методов экономического стимулирования потребителей ИТ предлагается:
- разработать и принять на федеральном и местном уровнях систему государственных гарантий для финансирования процессов внедрения ИТ для бюджетных организаций (см. комментарий № 4);
- принять комплекс мер на федеральном и местном уровне, предусматривающих льготы по налогу на прибыль коммерческих предприятий, инвестирующих в ИТ (см. комментарий № 5).
Комментарии
Комментарий № 1. Услуги, связанные с ИТ
Согласно нынешнему законодательству затраты, связанные с управлением производством, относятся на себестоимость. К ним, в частности, относятся оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению компанией, в тех случаях, когда ее штатным расписанием или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством. ОЭС предлагает обратиться к компетентным органам с инициативой по внесению изменений в действующее законодательство по однозначному отнесению расходов на внедрение и обслуживание ИТ на себестоимость.
Комментарий № 2. Законодательство по аренде и лизингу применительно к ПО
Нынешнее законодательство ограничивают возможности использования аренды и ее разновидности — лизинга применительно к программному обеспечению, ибо существуют разночтения по поводу того, как его учитывать с точки зрения бухгалтерского учета и налогового законодательства. Кроме того, взгляды Минфина на ПО время от времени меняются, что вносит в проблему дополнительную сумятицу. При нынешнем состоянии дел потребители ПО попадают в ситуацию, когда оно приравнивается к арендуемым основным средствам. Особенно эта проблема актуальна сейчас, когда термин ASP входит в число наиболее популярных бизнес-компьютерных заклинаний, а посему ее необходимо разрешить к удовольствию всех заинтересованных сторон.
Комментарий № 3. Нормативы по срокам амортизации средств ВТ
Нынешние нормативы утверждены еще постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 года. В нем нормы амортизационных отчислений по группе «Вычислительная техника» составляют от 12,5 до 7,1% в год, что соответствует сроку полной амортизации от 8 до 14 лет. Учитывая, что компьютеры и ПО «стареют» в течение двух-трех лет, эти сроки нереальны и не стимулируют модернизацию компьютерных систем предприятий, так как фактически сокращают оборотные средства предприятий (в январе 2000 года было разрешено амортизировать за пять лет персональные компьютеры как таковые). ОЭС предлагает исправить положение, например разрешить амортизацию за первый год не менее 70% первоначальной стоимости.
Комментарий № 4. Система государственных гарантий для финансирования процессов внедрения ИТ в бюджетных организациях
Госструктуры зачастую не имеют средств для того, чтобы своевременно расплатиться с поставщиками «высоких технологий» в полном объеме и в разумные сроки. Для того чтобы преодолеть эту проблему, ОЭС предлагает рассмотреть создание системы государственных гарантий оплаты информатизации бюджетных организаций.
Комментарий № 5. Льготы по налогу на прибыль коммерческих предприятий
Коммерческие предприятия с трудом идут на инвестирование в ИТ, так как отдача от их внедрения проявляется не сразу и фактически оборотные средства на какое-то время замораживаются. Предлагается разработать комплекс мероприятий по предоставлению налоговых льгот компаниям, вкладывающим средства в информационные технологии.