Чем отличается «Русский офис» от Office по-английски
Алексей Проничев: «О конкуренции уместно говорить только применительно к конкретным продуктам. Нельзя сказать, например, что Microsoft конкурирует с ?Арсеналом? во всем» |
Прежде чем началось победное шествие Microsoft Word по отечественным ПК, для большинства из нас синонимом текстового редактора был «Лексикон». Сегодня «Лексикон» и еще целую серию программ под общей маркой «Русский офис» выпускает компания «Арсеналъ». Насколько «Лексикону» удается конкурировать с текстовым редактором гиганта мировой программной индустрии, как вообще организует свою жизнь российская компания-разработчик ПО? Об этом редактор журнала «Открытые системы» Наталья Дубова беседует с генеральным директором компании «Арсеналъ» Алексеем Проничевым.
Как вы позиционируете свою компанию?
Нишу, которую наша компания занимает на рынке прикладного ПО, можно определить так: это набор базовых средств делового и личного применения. И в этой нише «Арсеналъ» — единственная компания, ориентированная не на корпоративного, а на «несистематизированного» пользователя. Мы учитываем базовые потребности любого человека, работающего за ПК.
«Арсеналъ» не может избежать проблемы острого противостояния с офисными приложениями Microsоft. Как вы ее решаете?
О конкуренции уместно говорить только применительно к конкретным продуктам. Нельзя сказать, например, что Microsoft конкурирует с «Арсеналом» во всем. Безусловно, «Лексикон» конкурирует с Word. Но программа персонального финансового учета «Декарт» не конкурирует с MS Money, продуктом, который в России вообще не продается.
У «Декарта» другие соперники — отечественные компании, точнее, одна компания, «1С» со своей программой «1С: Деньги». А семейство автоматизированных переводчиков «Сократ» исторически соперничает с системой «ПроМТ». Подчеркну еще раз: мы выпускаем большой набор продуктов базовой функциональности, и по их комплексу оппонентов у «Арсенала» нет.
И все же для подавляющего большинства пользователей сегодня текстовый редактор ассоциируется с Microsoft Word. Попробуйте сагитировать меня в пользу «Лексикона» — какие преимущества он дает?
Аргументы, которые мы приводим на этапе продаж, хорошо известны: это компактный продукт, четко сфокусированный на той функциональности, которой, по нашему мнению, должен обладать текстовый редактор. Microsoft включает в редактор максимум возможностей. Мы же стремимся оптимизировать его основные функции, добавляя средства, которые облегчат среднему пользователю работу с текстом как таковым. Мы исходим из того, что в текстовом редакторе главное — документ. Именно поэтому в «Лексиконе» появилось дерево документов, то есть механизм создания структуры собственного хранилища документов. В этой метаструктуре пользователь может хранить ссылки на документы по конкретной тематике. Данный механизм иллюстрирует наше отношение к текстовому редактору: во главу угла поставлен документ, а дальше развиваются различные функции работы с ним. Мы стремимся к тому, чтобы программа была инструментом, а не идеологией.
В пользу «Лексикона» говорит его цена, простота использования и обучения. С помощью тестов мы проверили, насколько прост начальный этап работы с редактором для неподготовленного пользователя. Выяснилось, что начать работать с «Лексиконом» легче, чем с Word. «Лексикон» вообще очень российский продукт: шаблоны документов более привычны отечественному пользователю, проверка синтаксиса лучше работает с текстами на русском, переносы делаются в соответствии с правилами русского, а не английского языка.
Но есть и другой аспект. Он заключается в том, что «Лексикон» разрабатывает российская компания, и наше отношение к клиентам отличается от отношения западных компаний. Скажем, мы всегда предоставляем техническую поддержку бесплатно. Мы не навязываем свой продукт в том виде, как есть. Если к нам приходит заказчик с собственными предложениями по доработке, мы всегда открыты для диалога.
Какую, по вашим оценкам, долю рынка текстовых редакторов занимает «Лексикон»?
По количеству лицензий — примерно 15%, причем эта цифра растет.
В чем состоит техническая поддержка для программных продуктов «Арсенала»?
Это наш универсальный инструментарий, который распространяется на все продукты, бесплатные модернизации в пределах версии, консультации по использованию продукта по телефону, по почте или в других вариантах.
Стоит упомянуть о программе открытого бета-тестирования. Для того чтобы повысить качество продуктов, с прошлого года мы начали привлекать к тестированию всех желающих. Теперь в бета-тестировании принимает участие значительное число внешних тестировщиков. Пройдя процедуру регистрации, человек получает доступ к бета-версиям наших программ, проверяет, ломает, ищет ошибки. После очередной итерации такого тестирования количество ошибок сокращается. Проведение открытого бета-тестирования позволяет нам сократить сроки тестирования и повысить качество продуктов. В самом деле, 100 энтузиастов в состоянии выявить гораздо больше ошибок, чем три штатных тестировщика.
Как осуществляется планирование версий программных продуктов?
Версии основных программ обновляются примерно раз в полгода. Сказываются многие параметры, характерные для каждого конкретного продукта, среди них — появление новой технологии, количество новых функций, которые предполагается добавить в версию, глубина технологической переработки. Зависит это и от потребностей клиентов.
А кто является клиентами вашей компании?
Если говорить о корпоративных заказчиках «Лексикона», то это в основном госструктуры, для которых характерен долгий период выбора, сложная процедура принятия решения, зачастую особые требования к продукту, необходимость доработки и т. д. В последнее время заказчики все чаще задаются вопросом соответствия затрат и функциональности. Зачем тратятся деньги, что конкретно делает тот или иной продукт именно в этой компании, что нужно рядовому пользователю, и надо ли платить несколько сот долларов за Microsoft Office, или достаточно «Лексикона XL». Как правило, если встает проблема соотношения цены и функциональности, то решение принимается в пользу «Лексикона».
Расскажите, пожалуйста, о проекте «Русский офис». Что это — интегрированная система или набор отдельных приложений?
Скорее, это отдельные программные продукты, объединенные общим названием. Благодаря Microsоft у пользователей сложился стереотип: если Office, то обязательно набор офисных программ. В название «Русский офис» мы вкладываем иной смысл. Это торговая марка, под которой выпускаются все наши программные продукты. Часть из них интегрирована между собой. Линейка продуктов начиналась с переводчика «Сократ»; это было еще до того, как в 1997 году в нашем распоряжении оказался «Лексикон». Тогда мы приобрели у компании «Микроинформ» права на эту марку и начали совершенно новую разработку. Так что нынешний «Лексикон» не имеет ничего общего с оригинальным продуктом Евгения Веселова для DOS и с версией «Лексикона» для Windows, разработанной в «Микроинформе», хотя мы приобрели права на эти продукты.
Есть специализированные версии редактора: «Лексикон XL» со встроенной поддержкой электронных таблиц и «Лексикон Верба» со встроенными механизмами криптозащиты, предназначенный для корпоративных заказчиков.
Сколько человек работает над «Лексиконом»?
На данный момент в компании 50 программистов, от 10 до 15 из них работают над «Лексиконом».
Не планируется ли реализовать версию «Лексикона» для Unix?
Мы считаем этот вопрос одним из самых «горячих». Наши специалисты проводят предварительные исследования по этой теме, в частности, выясняют возможности экспортирования документов из «Лексикона» в Linux, оценивают перспективы и сроки. Я еще не готов назвать точную дату, но надеюсь, что в ближайшие месяцы мы примем окончательное решение.
Как в «Арсенале» организован процесс разработки программных продуктов?
Сейчас в компании принята проектная система управления. Процедура соответствующей перестройки началась в начале 2000 года. В результате вся власть над конкретным продуктом сосредоточилась в одних руках — у продукт-менеджера. Этот человек отвечает за выпуск новых версий, за прибыльность проекта, за развитие системы и т. д. Маркетинг продуктов, вопросы рекламы также сосредоточены в проекте, и его менеджер при необходимости берет себе в помощь менеджера по маркетингу.
Вместе со старшим программистом продукт-менеджер составляет техническое задание на новую версию с учетом найденных ошибок, планов продукт-менеджера по дополнительному функционалу и запросов пользователей. Затем ТЗ попадает на разработку. Часто приглашаются внешние консультанты, например лингвисты. Непосредственно процедура разработки включает поэтапное планирование, опирается на средства групповой работы и использует инструментарий контроля версий компании Rational Software.
«Арсеналъ» — неизменный участник SofTool. Чем вас привлекает эта выставка и участвуете ли вы в других?
Это крупнейшая выставка по нашей специализации, ориентированная на отечественных разработчиков. Кроме SofTool нам интересны специализированные и региональные выставки. Но на «Комтек», например, наш потребитель не идет. Как я уже говорил, проектная организация компании накладывает отпечаток и на маркетинг. Продукт-менеджеры сами решают, в каких специализированных мероприятиях участвовать. Но SofTool — это мероприятие, общее для всей компании.
Как «Арсеналъ» строит свою партнерскую сеть?
У нас есть дистрибьюторы в Москве, которые работают с регионами через своих дилеров. Есть прямые региональные дилеры. Кроме того, интересы «Арсенала» в регионах представляют региональные офисы «АйТи», дочерним предприятием которой мы являемся. Вообще, кризис нанес серьезный удар по дистрибуции программного обеспечения. Фактически «чистых» дистрибьюторов ПО всего два — компании CPS и TopS, и с ними мы успешно сотрудничаем. В Москве мы работаем с розничными магазинами напрямую, таких партнеров у нас порядка 50.
Какие складываются взаимоотношения у «Арсенала» с «АйТи»?
У нас есть связи в области маркетинга, общие клиенты. Однако позиционирование «Арсенала» очень сильно отличается от позиционирования родительской компании. «АйТи» — крупный системный интегратор, а «Арсеналъ» нацелен на массовый рынок. Между тем «АйТи» использует «Лексикон» в своих проектах; по инициативе клиентов «АйТи» мы адаптировали многие свои продукты, в том числе «Лексикон», под Lotus Notes.
Как «Арсеналъ» организует обучение пользователей своих программных систем?
Мы ориентируем наши продукты на массового потребителя, поэтому подразумевается, что после установки и 15-минутного чтения документации с ними можно начинать работать. Кроме того, есть специальный платный курс обучения по «Лексикону» для корпоративных пользователей, который читается в учебном центре «Академия АйТи».
С какими общими проблемами сталкиваются российские компании — разработчики ПО?
Прежде всего набившая оскомину, но не потерявшая от этого актуальности проблема пиратства. Кроме того, нечеткое законодательство в области защиты интеллектуальных прав, сильно отличающееся от законодательства западных стран. Еще одна проблема — периодические попытки властных структур отрегулировать рынок программного обеспечения. Скажем, известная история с ГУП «Информзащита». Это чисто столичное изобретение — сложная процедура регистрации программных продуктов, благодаря которой стало невозможно продать ни одну лицензию без соответствующей марки.