«Сонет» хочет запустить сеть cdma2000 раньше, чем операторы GSM
Михаил Сусов: «Услуга скоростной передачи данных до 144 Кбит/c, в соответствии с переходной версией CDMA-1X, будет нами введена уже в сентябре» |
После полуторагодового PR-молчания вновь напомнила о себе компания «Персональные коммуникации», столичный оператор сети сотовой связи «Сонет». 27 февраля фирма объявила о завершении строительства новой сети на базе все того же скандально известного стандарта IS-95 и начале ее полномасштабной коммерческой эксплуатации. «Апгрейд» сети обошелся в 40 млн. долл., что позволяет отнести его к крупнейшим инвестиционным проектам в российском секторе сотовой связи за прошлый год.
Предыстория этого события такова: в 1998 году в Москве была введена в действие сеть «Сонет» и уже в середине 1999 года подключение новых абонентов приостановлено из-за нехватки коммутационной емкости системы. Поставщиком оборудования в то время выступала компания Qualcomm, и в силу не совсем понятных причин она не смогла обеспечить должную масштабируемость своих телефонных коммутаторов. Тогда же российское Министерство связи заняло принципиальную позицию против расширения «американского» стандарта CDMA на нашей территории, издав соответствующие документы. Однако все это не остановило компанию «Персональные коммуникации», которая фактически начала строить сеть IS-95 заново, но уже на оборудовании Lucent Technologies.
Новая сеть CDMA, использующая решение Flexent/Autoplex Wireless Networks System, предложенное Lucent, обеспечила интеграцию установленного ранее базового оборудования Qualcomm. Оборудование Flexent, по выражению генерального директора «Персональных коммуникаций» Михаила Сусова, является «последним писком» в технологиях сотовой связи переходного периода.
Оно полностью унифицировано для работы в сетях второго, переходного, и третьего поколений. Для предоставления услуг 3G оператору необходимо всего лишь доустановить модули передачи данных и скорректировать программное обеспечение. Никаких других действий, связанных с изменением частотного спектра, планирования и т. д., не требуется. Решение Flexent на сегодняшний день является первой и пока единственной промышленно тиражируемой технологией перехода сетей IS-95 к стандарту cdma2000 (IMT-MC).
Сеть «Сонет» вступила в новый век, имея всего лишь 25 тыс. абонентов в Москве и области, что чрезвычайно мало в сравнении с ведущими столичными операторами сотовой связи. Однако следует учесть, что 15-тысячный скачок абонентской базы с момента возобновления подключений произошел буквально за полтора месяца рекламной кампании, а каждый абонент сети «Сонет» использует в месяц от 6 до 20 тыс. минут эфирного времени. Теперь компания «Персональные коммуникации» намерена привлекать массового клиента, причем не только в московском, но и в четырех сопредельных регионах, где также развертывается сеть «Сонет». Это предполагается сделать за счет введения федеральных номеров (по тарифным планам «Сонет N16» и «Сонет N75») и посекундной тарификации с первой минуты разговора. Номерная база сотового оператора была пополнена на 200 тыс. номеров в результате заключения договора с оператором проводной связи «Совинтел», предоставляющим телефонные номера с префиксом 501.
В планах компании на текущий год — довести абонентскую базу до 100 тыс. клиентов, что на самом деле выглядит довольно скромной задачей, учитывая раздуваемую на протяжении нескольких лет шумиху вокруг «продвинутости» стандарта CDMA и его готовности к приходу сетей третьего поколения. Сусов, в частности, заявил, что услуга скоростной передачи данных до 144 Кбит/c, в соответствии с переходной версией CDMA-1X, будет введена уже в сентябре, причем технически ничто не может помешать осуществлению этой задачи.
Единственной серьезной помехой в осуществлении намеченных планов может стать высокая цена на телефонные аппараты CDMA. Трубки GSM со сменными SIM-картами выглядят в этом плане куда более привлекательно.
Торг с производителями в создавшихся условиях, как говорится, неуместен, поскольку «оборудование по текущим ценам миллионными тиражами уходит в Юго-Восточную Азию».
Однако, по утверждению Сусова, «Персональные коммуникации» готовы пойти на дотирование своих абонентов при покупке телефонных аппаратов, в некоторых случаях — до 50% их первоначальной стоимости. Вероятно, исходя из анализа существующего абонентского трафика, оператор сети «Сонет» рассчитывает достаточно быстро окупить дотационные расходы на каждого привлеченного абонента.