Конференция «Электронное правительство в России»
Тагир Яппаров: «В практической реализации концепции e-government более всего должны быть заинтересованы органы местного самоуправления» |
В конце февраля в Москве состоялась однодневная конференция «Электронное правительство в России», которая явилась центральным мероприятием международной выставки по электронной коммерции E-Commex 2001. К участию в конференции были приглашены руководители ведущих российских компаний, представляющих сферу новой и «старой» экономики информационных технологий, работники различных правительственных учреждений и сотрудники общественных исследовательских институтов. Руководитель рабочей группы Государственной думы по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции Илья Митричев сообщил, что накануне было принято решение о передаче правительственного варианта закона об электронной цифровой подписи (ЭЦП) в Государственную думу. По его словам, руководящим правительственным ведомствам, которым была поручена разработка законопроекта, удалось согласовать свои позиции по данному документу.
Вовлечение госучреждений и органов местного самоуправления в создание своих представительств в Internet имеет цель способствовать преодолению цифрового неравенства между Россией и развитыми странами Запада. Эта проблема в последнее время оказалась в центре внимания соответствующих российских властных структур, что неудивительно: ООН и Всемирный банк рассматривают проекты финансирования порталов электронного правительства (e-government) в ряде развивающихся стран Восточной Европы, включая Россию.
Важно, чтобы желания чиновников, весьма далеких от понимания информационных технологий, не расходились с реальными возможностями информатизации. Очередность этапов создания электронного правительства совпадает с последовательностью построения корпоративных информационных систем, считает президент компании «АйТи» Тагир Яппаров. Сначала должны быть созданы так называемые «бэк-офисные» системы, обеспечивающие поддержку внутренних бизнес-процессов и документооборота, и лишь затем можно приступать к реализации фронтальных решений, то есть построению порталов.
Рассматривая любую новую сферу информатизации, принято анализировать отправные условия. Так вот, привычные сведения о низком уровне компьютеризации страны были подтверждены аналитическими исследованиями, согласно которым 65% компьютеров, установленных в органах местного самоуправления, работают как автономные рабочие места и 79% парка техники используется для учетных задач, не связанных с организацией бизнес-процессов. В связи с этим для России вывод деятельности госучреждений в Internet значительно усложняется: параллельно с созданием порталов заказчикам от государства предстоит вложить немало средств в «бэк-офис», хранилища данных и сетевую инфраструктуру.
По мнению Яппарова, в практической реализации концепции e-government более всего должны быть заинтересованы органы верховной власти и органы местного самоуправления в регионах. Мотивы в данном случае таковы, что власти для повышения своего рейтинга среди избирателей нужно обеспечить прозрачность деятельности и обратную связь с населением, а также повысить эффективность работы.
Высказывания главы компании IBS на перспективы создания электронного правительства в России были весьма сдержанными. «Internet — это инструмент реализации конкурентных преимуществ, — сказал Анатолий Карачинский. — Если они существуют, то Internet поможет, если же их нет, то все останется, как было прежде». Именно с наличием конкурентных преимуществ российские предприятия традиционно испытывают серьезные проблемы. И дело не столько в низком уровне компьютеризации, сколько в недостатках менеджмента, маркетинга, логистики, то есть базовых компонентов обеспечения бизнеса. Впрочем, по словам Карачинского, область B2B имеет в России большые шансы. Причины — в недостатке профессиональных рыночных посредников, отсутствии устойчивых связей между предприятиями, малых инвестициях в создание сбытовых сетей и многое другое.