Семинар РОЦИТ, посвященный применению трехмерной графики в Web
Еще совсем недавно создатели электронных магазинов обходились текстовыми описаниями продаваемых товаров или простыми картинками, но в последнее время начали искать другие способы представления продуктов. Вот тут-то и пригодились технологии трехмерной графики для Web. Обсуждению разработок в этой области был посвящен очередной семинар РОЦИТ.
Для демонстрации товаров в электронных магазинах можно использовать как реальные трехмерные модели, например написанные на языке VRML, так и псевдотрехмерные изображения, такие как клипы вращающихся объектов. Технология реального трехмерного пространства требует значительных средств на разработку, но зато удобнее в употреблении: она дает пользователям полную свободу действий. Псевдотрехмерные модели создавать проще, поскольку в качестве исходного материала для них используются обычные плоские фотографии. Основными характеристиками для сравнения технологий являются размер самой модели и размер модуля, который показывает ее пользователю.
Как правило, при разработке трехмерных моделей применяют технологию VRML, позволяющую создать «компактные» модели. Сейчас компания Parallel Graphics разработала инструмент для конвертации моделей в VRML-формат. При этом можно значительно уменьшить размер файла за счет потери мелких деталей, которые несущественны для демонстрации в Internet. Например, объемное изображение фотоаппарата Olympus, описание, которого занимало 5 Мбайт, удалось сжать до 140 Кбайт. Причем в результирующем VRML-описании был представлен не только внешний вид фотоаппарата, но и некоторые движущиеся части, такие как откидывающаяся вспышка. Таким образом, у производителей появляется возможность легко готовить трехмерные модели своей продукции для показа их через Internet.
При разработке трехмерных моделей применяют технологию VRML, позволяющую создать «компактные» модели |
Наиболее простым способом представления небольших продуктов является технология трехмерной фотографии, предложенная компанией Targus Communications. Объект фотографируется со всех сторон, а затем с помощью простого Flash-сценария показывают по очереди нужные фотографии. На полный оборот объекта нужно около 25 фотографий. Эта технология была использована компанией при создании сервера lifebook.ru для Fujitsu Siemens.
Как утверждают в компании Nike, использование даже псевдотрехмерного изображения продуктов позволило увеличить в шесть раз продажи через Internet (по данным Sony, даже в 10 раз). Однако при большой стоимости трехмерных моделей затраты на них могут и не окупиться. Поэтому сейчас создается целая индустрия разработки и распространения трехмерных моделей. Уже появились компании, которые делают это на заказ.