Дэвид Фут — директор по науке компании Foote Partners. Электронную почту ему можно направлять по адресу dfoote@ footepartners.com |
Конечно, нас по-прежнему оценивают по уровню интеллекта, наличию определенных навыков и степени подготовленности. Но заметили ли вы, что сегодня все большее значение приобретают особенности характера — умение владеть собой и влиять на других, а также нравственные качества — особенно когда речь идет о приеме на работу или о выдвижении на вышестоящую должность?
Образовательные заведения — даже не связанные с религиозными конфессиями — уделяют формированию личности все более серьезное внимание. Скажем, после длительной дискуссии о необходимости включения в учебную программу предмета этики в небольшой школе искусств Hiram College, находящейся на Среднем Западе, наконец был введен пост директора, курирующего вопросы нравственного воспитания студентов. Занявший эту должность Кеннет Алперн говорит студентам, что знание этических норм не только позволяет оценить правильность или неправильность того или иного поступка, но и помогает «сделать нелегкий выбор в этом жестоком мире».
Одна из многочисленных теорий, о которых он рассказывает своим слушателям, гласит, что чем больше люди смотрят на вещи с разных точек зрения и чем чаще знакомятся с мнением тех, с кем не согласны, тем лучше они смогут проявить себя в своей профессиональной деятельности. Конечно, вести себя подобным образом нелегко. Попробуйте представить совместное чаепитие Гордона Гекко с Махатмой Ганди.
«Эмоциональный интеллект», или EQ (emotional intelligence), — понятие, очень часто используемое организациями при решении вопроса о назначении человека, обладающего определенными чертами характера, на ту или иную должность. EQ состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного. Внутриличностный компонент позволяет устанавливать взаимосвязи между мыслями, поступками и чувствами. Межличностный, напротив, помогает настроиться на других людей, научиться сопереживать, вдохновлять и побуждать их к тем или иным действиям, упростить общение и разобраться в своих взаимоотношениях с ними.
Степень эмоционального интеллекта, как и широко известный коэффициент интеллекта IQ, можно определить в ходе тестирования и выразить в количественных величинах. Знание EQ позволяет работодателю более эффективно решать кадровые вопросы. В частности, руководство одной телекоммуникационной компании с Западного побережья США применило технологию EQ, чтобы оценить умение менеджеров помогать подчиненным в решении их личных проблем, влияющих на общую производительность труда коллектива.
Коэффициент эмоционального интеллекта может использоваться в следующих областях.
- Подбор кадров. Измерение EQ при поиске и отборе «перспективных, способных показать высокую производительность труда» сотрудников.
- Прогнозирование результатов. Некоторые компании успешно сочетают тестирование и определение IQ с научными методами измерения EQ, что позволяет им заранее оценить будущую производительность труда и поставить перед сотрудниками те задачи, при решении которых они добьются наивысших успехов.
- Ведение переговоров. Поиск решения, устраивающего обе стороны, в ходе взаимодействия с торговыми партнерами, конкурентами, клиентами или коллегами обязательно принесет свои плоды.
- Управление производительностью труда. Самое распространенное средство для оценки EQ — это обратная связь. Сравнение вашей собственной точки зрения на эффективность труда с мнением других помогает успешно развивать карьеру и изменить свое поведение в лучшую сторону.
- Обеспечение равенства отношений. Хорошее знание сетевых технологий — одно из основных условий эффективной работы ИТ-специалиста. В прошлом сети часто ассоциировались с «использованием» других людей, в то время как повышение значимости EQ гарантирует сотрудничество на взаимовыгодной основе.
Умение сохранять оптимизм в трудной ситуации — будь то работа над сложным проектом или период общеэкономического спада — является показателем высокого эмоционального интеллекта и психологической устойчивости, с отсутствием которой у человека примирятся в очень немногих организациях.