Компания «Московская сотовая связь» подвела итоги прошедшего года
Об этом заявила, подводя итоги 2000 года, заместитель генерального директора по коммерции Людмила Новицкая. Главное достижение компании — сохранение численности абонентской базы на прежнем уровне (100 тыс.). Удержание абонентов остается в текущем году приоритетной задачей МСС, находящейся на перепутье перед сложным выбором цифрового стандарта. Самые оптимистичные планы на конец текущего года выглядят довольно таки безрадостно: компании предстоит потерять не более 15-20% клиентов. Иными словами, к началу 2002 года МСС рассчитывает остаться примерно с 80 тыс. абонентов, что будет несоизмеримо с показателями конкурентов.
Ситуацию усугубляет ухудшение финансовых показателей деятельности компании. Если в первом полугодии среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) достигал 60 долл., то к концу года он упал до 41 долл. Годовая прибыль компании за 1999 год составляла порядка 6 млн. долл.; за прошлый год, по словам Новицкой, «ожидается небольшой чистый убыток, где-то около нуля». Все это несмотря на то, что, по утверждению представителей МСС, среди новых подключений доминируют безлимитные тарифы, абонентская плата по которым намного превышает значение ARPU. Видимо, объяснение этому факту может быть единственным: рядовые клиенты МСС все меньше пользуются услугами своего оператора, а основную нагрузку на сеть создают безлимитные абоненты, чья специфика деятельности связана с продолжительными местными и междугородными телефонными переговорами. В этом случае вряд ли стоит удивляться тому факту, что сеть МСС оказалась единственной дееспособной сотовой сетью в новогоднюю ночь, поскольку в быту люди предпочитают пользоваться услугами конкурентов.
Потеря потребительской привлекательности — не вина, а беда компании, которая оказалась между молотом и наковальней государственной политики в области связи и интересов производителей оборудования. Производители предлагают очень узкий модельный ряд телефонных аппаратов, а государство не позволяет предпринимать самостоятельные шаги по внедрению передовых технологий цифровой связи. Компании приходится все время искать нестандартные пути, чтобы удержаться на плаву в течение затянувшегося переходного периода.
Свет в конце туннеля для МСС пока едва различим. Заместитель генерального директора по эксплуатации и развитию Кирилл Баров не смог назвать сроки ввода в эксплуатацию цифровой сети на частоте 400 МГц. Он отметил, что планы компании в этом направлении не всегда стыкуются с некоторыми внешними аспектами, среди которых есть интересы государственной политики. Вместе с тем в отношении строительства опытных зон цифровых сетей в диапазоне 400 МГц наметился некоторый прогресс. В частности, Минсвязи официально распределило функции по исследованию возможных путей цифровизации сетей NMT 450 между МСС и питерским «Дельта Телекомом». Столичному оператору досталась технология CDMA 400, которая, говоря языком международных стандартов, представляет собой не что иное, как спецификации стандарта третьего поколения мобильной связи IMT-MC. «Дельта Телеком» будет изучать GSM 400, перспективы которого стали весьма смутными в силу последних изменений в умонастроениях производителей оборудования.
Баров подчеркнул, что Ericsson и Nokia отказались не от производства оборудования для сетей GSM 400, а от усилий по его продвижению на рынок. То есть будут производить соответствующую технику только под конкретный заказ. Но если Минсвязи сможет преодолеть свою нелюбовь к стандарту CDMA, то МСС получит реальную возможность первой среди российских компаний вступить в эру 3G, перескочив в нее сразу из первого поколения сотовой связи. Однако, помимо преодоления чиновничьей фобии, нужно будет уладить некие дополнительные формальности: Минсвязи выдало разрешение на строительство опытных зон сетей третьего поколения трем крупнейшим операторам, среди которых МСС не числится.