Конференция «Перспективы развития телерадиовещания и телекоммуникационных услуг»
Надо полагать, что в такой стране, как Россия, разрыв между численностью пользователей ПК и телезрителями существенно больший. Конечно, это весьма грубый набросок нынешнего образа жизни цивилизованного человека, но даже из этих предпосылок можно делать определенные выводы.
«Надо использовать телевизионные технологии, чтобы перенести модели Internet-услуг в среду с наибольшим порогом насыщения», — заключил президент компании Arrava Internet Management Илья Пономарев на конференции «Перспективы развития телерадиовещания и телекоммуникационных услуг», состоявшейся в Москве 14-16 февраля. В развитие темы тут же на конференции был представлен коммерческий проект, который уже около года является главным козырем в инвестиционном портфеле компании. Суть проекта состоит в создании и внедрении системы интерактивного телевидения в кабельных, эфирных и спутниковых телевизионных сетях. Под реализацию этого проекта Arrava создала еще одну «дочку», которую назвала AIM-TV.
Для внедрения системы интерактивного телевидения компания AIM-TV разрабатывает комплекс технических решений, куда входит создание вещательного центра, разработка пакета программ для цифровых телевизионных приставок и их производство, а также разработка программных модулей, обеспечивающих взаимодействие подписчиков с серверами интерактивных услуг. Телезрителям столицы, которым посчастливится стать абонентами кабельных сетей, участвующих в проекте, будет предоставлен следующий набор услуг: видео по заказу, доступ к ресурсам Internet, персональный новостной телеканал, интерактивные телевизионные программы с содержанием, формируемым в соответствии с индивидуальными пристрастиями, ретрансляция спутниковых каналов телевещания.
Пономарев сформулировал основную миссию вновь созданной AIM-TV: «Компания позиционирует себя как поставщик комплексных решений для прибыльного бизнеса операторов кабельных сетей». Для Москвы такая позиция вполне приемлема — здесь на протяжении многих лет создавалась готовая инфраструктура «последней мили» кабельного вещания и складывалась потребительская среда. Но все же удивительна та легкость, с которой президент Arrava говорит о 200-тысячном рубеже численности абонентов новой службы, учитывая, что бизнес кабельных операторов, имеющих солидную инвестиционную подпитку, развивается куда медленнее. Так, услугами широкополосного доступа к Internet компании «ПТТ-Телепорт» пользуются 600 подписчиков; у «Комкора» их и того меньше. Смогут ли интерактивные телепередачи и персонализированные новостные каналы заставить массового пользователя ежемесячно платить ощутимую для бюджета средней семьи сумму, чтобы довольствоваться впечатляющими результатами конвергенции цифрового телевидения и Internet?
Сравнивая положение дел у операторов широкополосного доступа к Internet с предполагаемыми условиями бизнеса операторов интерактивных телевизионных услуг, представители Arrava заметили, что «возможность доступа в Internet через телевизор должна быть более привлекательна для абонентов, чем подключение через кабельные модемы», так как последний вариант предполагает наличие персонального компьютера. Трудно сказать, насколько этот аргумент сейчас весом, особенно для Москвы, где Arrava намерена стартовать со своим проектом. Во-первых, приставка, очевидно, тоже будет стоить каких-то денег, во-вторых, парк домашних компьютеров у москвичей явно превышает пресловутые 200 тыс., а в-третьих, следует брать в расчет только те телевизоры, которые подключены к кабельной сети или принимают телесигнал через спутниковую антенну. В этом случае процент потенциальных подписчиков на услуги интерактивного ТВ заметно снижается.