Как организовать автоматическое взаимодействие приложений
Марк Андриссен: «В свое время мы буквально помешались на браузерах» |
На протяжении долгого времени браузер олицетворял Web, он был стандартным средством просмотра информации, представленной в формате HTML. Но в последние годы специалисты занимались активным поиском способов организации автоматического взаимодействия приложений. В этом случае умение обращаться с браузером уже теряет свою актуальность, а возможно, и вовсе становится ненужным.
Цель состоит в том, чтобы обеспечить прямое взаимодействие одного бизнес-процесса с другим (например, службы закупок с формированием заказов). Другими словами, сегодня мы все быстрее движемся к «Web без браузера».
«Сейчас паутина Web ориентирована на человека как на конечного потребителя, — отметил Саймон Фиппс из корпорации Sun Microsystems. — Сейчас же наметилась тенденция к установлению связей между бизнес-процессами через Web».
«Необходимость автоматизации взаимосвязей обусловлена стремительным увеличением объема транзакций, регистрируемых в Web, — пояснила Мелоди Хуанг из компании Keane. — Нельзя допускать, чтобы данные повторно вводились вручную через браузер».
«Статистика показывает, что человек, принимающий по телефону заказ, делает ошибки при его вводе чуть ли не в 60% случаев, — сообщил Дэн Коннолли, один из ведущих специалистов консорциума World Wide Web в области XML и семантических механизмов Web — стандартов, облегчающих взаимодействие компьютеров друг с другом. — При компьютерной обработке ошибки в заказе исключены».
В основе концепции перехода к Web без браузеров лежит идея организации обмена информацией при помощи документов, представленных в формате XML. Потенциальные возможности применения такого подхода можно оценить на примере первых объединений в области электронной коммерции (в частности, системы RosettaNet, связавшей продавцов и покупателей электронных компонентов). Сотрудники компании Arrow Electronics отмечают, что благодаря новой технологии им удалось сократить время между получением и исполнением заказа с нескольких дней до нескольких часов. Представители корпорации Lucent Technologies утверждают, что распространение технической информации в формате XML позволило ускорить процедуру выбора компонентов вдвое.
«В свое время мы буквально помешались на браузерах, — отметил Марк Андриссен, который, будучи одним из основателей Netscape Communications, сыграл далеко не последнюю роль в популяризации этой технологии. Сегодня Андриссен возглавляет компанию Loudcloud, специализирующуюся на предоставлении Internet-услуг. — Сейчас же я не вижу никаких причин, способных помешать нам в течение ближайших пяти лет подойти к состоянию, при котором основной объем трафика будет приходиться на автоматический обмен информацией между компьютерами».
По мнению Фиппса, подобный вид взаимодействия будет доступен с появлением «корпоративных API-интерфейсов», посредством которых можно обращаться через Internet при помощи программ, работающих на других Web-сайтах. Интерфейс будет включать в свой состав минимальный набор приложений, данных и компонентов, обеспечивающих взаимосвязь с удаленными программами.
Фиппс и Андриссен отмечают, что многие базовые компоненты для построения и ввода в эксплуатацию подобных корпоративных API-интерфейсов уже готовы. XML-спецификации являются основой для описания и организации совместного использования данных; логику приложений можно определить с помощью компонентов Java или ActiveX. Независимо от объектной модели, используемой этими компонентами, допускается обращение к ним через Web по протоколу Simple Object Access Protocol (SOAP). Альтернативный механизм ebXML предназначен для обработки сложных транзакций. Интенсивно развивающийся в настоящее время стандарт Universal Description, Discover и Integration (UDDI), похожий на универсальный регистр, позволит приложениям находить необходимые Web-службы и подключаться к ним.
Одним из примеров подобного корпоративного интерфейса является API-интерфейс eBay, представленный в ноябре популярным интерактивным аукционом. При помощи набора инструментальных средств, библиотек и образцов кода независимые разработчики получают возможность создавать приложения, обращающиеся к служебным компонентам аукциона eBay, получать доступ к важной информации и к разного рода службам eBay. Эти приложения можно запускать из браузера или какой-то иной программы. В любом случае службы eBay встраиваются в приложение стороннего разработчика.
Лучше, чем EDI
Во многих крупных организациях автоматический обмен данными между предприятиями (в Web такая возможность не поддерживалась) в течение многих лет осуществлялась на основе стандартов EDI (electronic data interchange). Однако пользователи и аналитики согласны с тем, что развертывание и обслуживание средств EDI обходится слишком дорого.
«Вы не можете изменить правило или процесс EDI, не изменив приложение и все, что с ним связано, — подчеркнул аналитик Zona Мартин Маршалл. — Используя же XML и другие стандарты Web, можно изменить бизнес-правило, не переписывая само приложение».
Именно поэтому руководство входящей в состав корпорации Union Pacific компании Transentric, чей шлюз EDI обслуживает более 8 тыс. компаний, остановило свой выбор на XML.
«Web без браузера станет центральным звеном той архитектуры, которую мы намереваемся создать», — сообщил технический директор Transentric Фред Домке.
Transentric оснащает свой шлюз EDI возможностью трансляции кода XML при помощи инструментария, разработанного компанией XMLSolutions.
«Технологии Internet помогли нам найти новых партнеров и упростить управление интеграцией приложений, — пояснил Домке. — Клиентам больше не нужно поддерживать прямое SNA-соединение с нашим сервером. Вместо этого для отправки сообщений и организации взаимодействия с нашими службами можно воспользоваться средствами HTTP и SOAP».
Компания QVC, известная тем, что использует телевизионные каналы для организации продаж, уже инициировала процесс освоения новых технологий. В прошлом году из общего оборота компании, составившего 2,8 млрд. долл., 107 млн. долл. пришлось на продажи на сайте QVC.com. Вице-президент подразделения iQVC Стив Хэнлон сообщил, что компания поддерживает отношения с более чем 200 поставщиками, которые реализуют поступающие через телевизионные каналы и Web заказы на промышленные товары и даже продукты питания.
Осенью прошлого года руководство QVC, недовольное недостатками технологии EDI, приняло решение о переходе к системе управления цепочками поставок, размещенной на сайте CommerceHub. Сегодня к ней подключены более 100 поставщиков.
«Условие перехода на эту систему стало обязательным для всех дистрибьюторов, которые хотят продолжать работать с нами», — подчеркнул Хэнлон.
Теперь вместо трудоемкого процесса преобразования данных в форматы EDI и обратно компания QVC пересылает заказы из своих базовых учетных систем на сайт CommerceHub через Internet.
Это позволяет контролировать состояние заказа, своевременно принимать соответствующие уведомления в случае невозможности выполнения заявки в отведенные сроки, следить за ходом подготовки к отгрузке и получать другую подтверждающую информацию.
Специалисты согласны с тем, что для окончательного решения всех вопросов и подготовки согласованных информационных структур компаниям придется проделать очень большую работу. Однако возможностей уже существующих технологий вполне достаточно для того, чтобы начать повсеместный переход к Web без браузера.