Томас Настас, президент компании Innovative Ventures, уверен, что все делает правильно |
В такой ситуации естественным выходом представляется привлечение внешнего капитала, то есть инвестиций.
Как правило, поиск инвестора и переговоры с ним, подготовку бизнес-планов и пакетов предложений приходится осуществлять самим соискателям инвестиций.
Между тем в мировой практике организацией встреч представителей компаний и их потенциальных инвесторов занимаются третьи фирмы. Они хорошо знают требования и возможности обеих сторон — приоритетные интересы дающих деньги и потенциал тех, кто хочет эти финансы освоить. Подобный опыт организации цивилизованных взаимоотношений призван продемонстрировать всероссийский форум «Инвестиции в технологии», который 12 и 13 марта организует в Москве компания Innovative Ventures. Как полагает Томас Настас, учредитель и президент Innovative Ventures, многие российские компании обладают потенциалом, достаточным для привлечения западных инвесторов. Но их сотрудники не имеют опыта работы с инвесторами, не владеют приемами проведения презентаций и составления бизнес-планов в соответствии с мировыми стандартами.
Ссылаясь на организацию подобных мероприятий за рубежом (в США и Европе), Настас утверждает, что перед представлением спонсоров и соискателей друг другу целесообразно провести экспресс-обучение последних, с тем чтобы повысить их шансы на успех. Для этого в течение двух дней, 23 и 24 февраля, будет действовать «практическая академия по привлечению венчурного капитала». Эксперты, имеющие опыт работы на мировом рынке, расскажут, как лучше подготовиться к выступлению перед аудиторией инвесторов и достойно представить свою компанию в ходе индивидуальной беседы. У участников семинара будет возможность потренироваться в проведении презентаций и получить оценку бизнес-плана, внести рекомендованные коррективы. Не менее ценен и обмен опытом: представители российских фирм, работавшие с венчурным капиталом, расскажут о том, как они строили свои отношения с инвесторами.
Приглашение к участию в академии означает, что компания успешно прошла первый отборочный тур. Дело в том, что на семинар будут приглашены только те 50-60 фирм, анкеты которых оргкомитет посчитает наиболее перспективными и привлекательными для западных инвесторов. Правда, около десятка компаний пойдут вне конкурса. Это те, у кого уже есть опыт использования инвестиционных средств в объеме от 3 до 8 млн. долл. и кто зарекомендовал себя как серьезный партнер, имеющий годовой объем продаж до 10 млн. По результатам же семинара будет отобрано 25, максимум 30 организаций, которые предстанут непосредственно перед инвесторами 12-13 марта. Все российские компании участвуют в семинаре и форуме бесплатно.
В настоящее время Innovative Ventures имеет договоренность об участи представителей почти 100 инвестиционных организаций из США, Европы, Израиля и Индии. Вот им уже придется заплатить 1200 долл. за право пообщаться с талантливыми российскими предпринимателями. Результаты форума будут полностью зависеть от того, как наши компании сумеют подать себя. Во всяком случае, организаторы обещают создать все условия как для публичных выступлений, так и для индивидуальных переговоров.
Наибольшие шансы получить средства на развитие, по мнению устроителей форума, имеют российские компании, специализирующиеся в области средств защиты информации, телекоммуникаций, средств массовой информации, информационных технологий и связи, а также занятые разработкой игр.
Пик интереса к инвестициям в Internet-проекты уже прошел, и вряд ли какие-то серьезные договоры будут заключены для поддержки этого направления российского бизнеса. Настас предполагает, что наибольшая сумма инвестиции, полученной в результате участия в форуме, может достигнуть 20 млн. долл. На это могут рассчитывать одна или две компании из числа уже имеющих успешный опыт привлечения внешних капиталов. Среди остальных еще три-пять фирм вызовут определенный интерес инвесторов и смогут впоследствии заключить договоры. Если прогнозы Innovative Ventures оправдаются и форум принесет ожидаемые результаты, то его планируется сделать регулярным и проводить с периодичностью два раза в год — весной и осенью, как это принято во всем мире.
Игорь Лукьяненко