Заплатить за гамбургеры и кока-колу можно будет за считанные секунды
В 1997 году Exxon Mobil впервые представила технологию RFID, получившую название Speedpass. Она была предназначена для ускорения платежей на автозаправочных станциях |
Джоди Льюин уверен, что небольшая «волшебная палочка», помогающая посетителям сети магазинов Taco Bell/KFC оплачивать продовольственные товары, приведет к существенным переменам во всей системе розничной торговли.
В устройстве нашла применение технология радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification — RFID). Корпорация Exxon Mobil, представившая в 1997 году вариант технологии RFID, получивший название Speedpass, для ускорения платежей на автозаправочных станциях, проводит сейчас в ресторанах McDonald's испытания нового оборудования, позволяющего заплатить за гамбургеры и кока-колу за считанные секунды.
Джо Джиордано, вице-президент Exxon Mobil по маркетингу продуктов Speedpass, по его собственного признанию, надеется на широкое распространение подобному оборудования на различных предприятиях розничной торговли, включая рестораны быстрого обслуживания, пункты торговли видеозаписями и сеть бакалейных магазинов. По прогнозам самой Exxon Mobil, в ближайшее пятилетие у Speedpass появится более 30 млн. пользователей.
В декабре 2000 года компания Tricon Global Restaurants начала испытания системы RFID в одном из магазинов Taco Bell/KFC. Дейв Брюер, вице-президент Tricon по технологиям, заявил, что со временем жетоны RFID для ускорения платежей будут применять более 100 млн. американцев.
Брюер проанализировал несколько технологий беспроводных устройств связи и остановился на RFID: «Она обеспечивает безопасность передаваемых данных, удовлетворяет требованиям наших заказчиков и позволяет осуществлять безналичные расчеты быстрее действующей системы кредитных карт».
В типичный жетон RFID встроен уникальный идентификационный номер клиента, записанный в микросхеме. Этот номер сканируется устройством чтения, имеющим доступ к кредитному или дебетовому счету клиента.
Сомнения
По мнению Майка Лайерда, аналитика компании Venture Development, технология RFID «обладает большим потенциалом». Однако он назвал проекты Exxon Mobil и Tricon «чрезмерно агрессивными».
Стив Холлидей, вице-президент по технологиям AIM, ассоциации поставщиков систем автоматической идентификации и ввода данных, также сомневается, что спрос на устройства RFID приобретет масштаб, на который рассчитывают Exxon Mobil и Tricon. Однако он отметил, что «инвестиции могут быть возвращены за семь или восемь месяцев».
Льюин, президент Luihn Food Systems, заметил: «Многие заказчики обращаются к нам за подобными жетонами. Внедрение оборудования RFID повысит количество безналичных торговых операций в магазинах и ускорит обработку транзакций. В среднем на транзакцию с кредитной картой уходит около 30 секунд, в то время как процедура авторизации с помощью RFID занимает не более пяти секунд».
С апреля 2000 года компания McDonald's проводит испытания систем Exxon Mobil Speedpass в девяти своих чикагских ресторанах. Клей Николсен, менеджер по технологиям одного из подразделений этого предприятия быстрого питания, считает, что устройства RFID «очень просты и легки в эксплуатации и нравятся нашим клиентам, которые находят их весьма удобными».
Другие проекты
На платных дорогах и мостах в США технология RFID также проходит апробацию в качестве способа ускорения платежей за проезд. В McDonald's помогли провести испытание технологии FasTrack в системе платежей Transportation Corridor Authority (TCA) в Калифорнии; в испытаниях участвуют четыре ресторана, расположенные около платных дорог. После начала испытаний в ресторанах McDonald's около 10 тыс. пользователей FasTrack совершили более 80 тыс. транзакций.
Сюзи де Хонт, специалист по маркетингу корпорации Texas Instruments, производящей датчики RFID, выразил сомнение в том, что владельцы платных дорог добьются больших успехов в данной области из-за стоимости датчиков, применяемых в движущихся транспортных средствах. По ее прогнозам, розничная цена автомобильного жетона должна составить около 25 долл. (для сравнения, датчик для использования в стационарных условиях стоит 1 долл.).