Между корпорациями Oracle и IBM развернулась нешуточная борьба

Стив Миллз: «Мы не собираемся отдавать ни пяди завоеванного с таким трудом»

В ходе опроса руководителей информационных служб, проведенного недавно компанией AMR Research, почти половина респондентов заявила, что именно в системы управления базами данных они намерены проводить основные инвестиции в 2001 году. В 2002 году эта область также останется наиболее приоритетной. А к 2004 году оборот рынка баз данных, по оценкам аналитиков Dataquest, достигнет 12,7 млрд. долл. — сумма, внушающая уважение.

«По мере того как пользователи начинают уделять Internet и электронному бизнесу все больше внимания, повышается спрос на системы, обеспечивающие мгновенный доступ к требуемым данным в интерактивном режиме, — отметил аналитик International Data Corp. Карл Олафсон. — А это в свою очередь увеличивает потребность в программном обеспечении баз данных, с помощью которого осуществляется управление всей этой информацией».

В условиях, когда Sybase и Informix утратили свои былые позиции, а СУБД Microsoft SQL Server еще не удалось достичь уровня зрелости предложений Oracle и IBM, между двумя последними компаниями развернулась нешуточная борьба.

На конференции OpenWorld, проходившей в октябре в Сан-Франциско, председатель совета директоров и генеральный директор Oracle Ларри Эллисон заявил, что Web-сайты, построенные на базе Oracle9i Application Server и Oracle9i Database Server, по производительности по крайней мере в три раза превосходят свои аналоги, созданные на платформе IBM DB2, и пообещал миллион долларов тому, кто сумеет опровергнуть его слова.

«Для решения как внутренних, так и внешних задач Ларри очень важно постоянно находиться в самом центре схватки, — заметил Олафсон. — С внутренней точки зрения Oracle выгодно иметь всего одного конкурента. Это позволяет сохранить мотивацию и сконцентрироваться на достижении поставленных целей. Внешняя же тактика Ларри заключается в том, чтобы, нанеся удар ближайшему конкуренту, еще более увеличить отрыв от всех остальных».

В прошлом году Эллисон неоднократно выступал с заявлениями о том, что IBM стремится ограничить свою деятельность предоставлением профессиональных ИТ-услуг и отказывается от дальнейшего развития технологий.

Однако в ответ IBM публично заявила о своем возвращении на поле боя. Объясняется такое решение очень просто, ведь значительная доля доходов корпорации связана именно с базами данных. А заметное расширение рыночной ниши, которого удалось добиться в последние два года за счет удачного распространения семейства продуктов DB2 Universal DataBase, навело руководство IBM на мысль попытаться положить на лопатки саму Oracle.

«Мы не собираемся отдавать ни пяди завоеванного с таким трудом, — подчеркнул Стив Миллз, старший вице-президент IBM, возглавляющий группу программного обеспечения. — Мы намерены вкладывать в новые проекты больше Oracle и предлагать больше новых решений. Наши продукты окажутся дешевле, а их функциональные возможности и качество технической поддержки — лучше. Пройдет еще пара лет, и для Ларри Эллисона настанут тяжелые времена».

Одной из областей, в которой IBM планирует обойти Oracle, является управление информационным наполнением.

«В настоящее время ситуация в сфере управления данными меняется коренным образом, — отметила генеральный менеджер группы IBM Data Management Solutions Group Джанет Перна, один из основных авторов обновленной стратегии IBM в области баз данных. — К 2003 году оборот этого рынка достигнет 10 млрд. долл. И наиболее реальные перспективы дальнейшего роста мы связываем именно с управлением информационным наполнением».

«Мы готовы взять на себя поставки программного обеспечения, которое покроет 80% всех потребностей электронного бизнеса, — заявил в свою очередь вице-президент Oracle по маркетингу серверов Джереми Бертон. — Нашей компании по плечу все задачи, связанные с управлением данными, функционированием приложений и автоматизацией бизнеса. Мы хотим предоставить своим клиентам всю необходимую инфраструктуру и способны сделать это быстрее своих конкурентов, предложив при этом более дешевые решения».

По данным Dataquest, по итогам 1999 года Oracle лишь ненамного опережала IBM по объемам продаж новых лицензий. В то время как Oracle обслуживала 30,7% рынка, IBM контролировала 29,7%. Третью строчку с результатом 13,1% занимала Microsoft.

Однако в расчетах Dataquest не учитывались доходы, полученные от технической поддержки и сопровождения. А здесь Oracle чувствует себя достаточно уверенно. Если в общий оборот наряду с продажей продуктов включить контракты, заключенные на техническое обслуживание, то, по оценкам International Data Corp., Oracle принадлежит уже 39% рынка, тогда как IBM только 22%.

Между тем клиентам, выбирающим платформу для базы данных, по-прежнему приходится принимать непростое решение.

Компания Eaton, к примеру, оказалась на перепутье. «До 1996 года в качестве основной платформы у нас использовалась СУБД DB2, а затем был осуществлен переход на продукты Oracle», — вспоминает менеджер Eaton по программному обеспечению Джон Шиндлер.

В Eaton серьезно подходят к реализации проектов в области электронной коммерции и тщательно изучают стратегию производителей, цены и, что еще более важно, открытость продуктов. «В данном случае технология — не главное; выбор будет обусловлен степенью удовлетворения потребностей бизнеса», — отметил Шиндлер.


Верность базе данных

Проведенный недавно опрос пользователей баз данных показал удивительное постоянство вкусов на этом рынке. К примеру, крупнейшие компании в целом планируют в ближайшие два года использовать ту же основную базу данных, что и раньше

Oracle84%
IBM74%
Microsoft66%
В среднем по отрасли71%
Источник: AMR Research