Определение

Управление рисками — это процесс идентификации и анализа возможных рисков для конкретного бизнеса, а также принятия шагов по их снижению. Направлено на достижение баланса между затратами на защиту организации от рисков и затратами, которые она может понести, если подвергнется этим рискам.

Иногда стоит пойти на немалый риск неудачи, если в случае успеха можно получить серьезную выгоду.
Фрэнк Принс, аналитик Forrester Research

Как ни стараются люди на протяжении последних столетий сделать бизнес более совершенным, похоже, что герой Тома Круза в фильме 1983 года прав: бизнес — это риск. Учитывая же, как сильно растет зависимость организаций от технологий, которые поддерживают их каждодневные операции и становятся базой для развития, риск (и ставки) с каждым годом становятся все выше.

В связи с этим возникает вопрос: каким образом организации могут управлять этими рисками?

Множество этапов

По мнению аналитиков, эффективное управление рисками — многоэтапный процесс.

«Самое важное в управлении рисками — полностью отдавать себе отчет в том, чем вы располагаете, — считает Деннис Гейджен, аналитик компании AMR Research. — В большинстве случаев неприятности происходят из-за того, что всплывают обстоятельства, о которых никто не имел представления. Поэтому полное понимание, что представляют собой все эти различные фрагменты бизнеса и как они связаны друг с другом, — важная составляющая снижения риска».

К примеру, компания планирует создать центр данных, но с вероятностью 90% этот проект не будет закончен вовремя.

Что делать, чтобы этот прогноз не стал печальной реальностью? Проанализировать затраты, необходимые для снижения этого риска. Может оказаться, что стоит потратить деньги на привлечение сотрудников по контракту, которые смогут быстрее выполнить эту работу. Или, в том случае, если риск несвоевременного выполнения проекта кажется слишком большим, принять решение о переносе сроков завершения проекта. Все это заставит компанию оценить потенциальное снижение доходов или снижение производительности, а также подсчитать затраты, связанные с увеличением срока, отведенного на реализацию проекта.

Но информированность — всего лишь первый шаг к эффективному управлению рисками компании. Еще одна важная составляющая — планирование возможных неудач. На первый взгляд кажется, что это очень просто, но аналитики утверждают, что за решением текущих вопросов до этой задачи часто не доходят руки.

«Люди крайне редко планируют возможные неудачи. Они практически не пытаются понять, что именно необходимо сделать еще до того, как неприятность произошла», — заметил Гейджен.

Сокращение времени простоя

С точки зрения перспектив информационных технологий управление рисками включает в себя сведение к минимуму опасности возникновения в компании ситуаций, когда системы и процессы, связанные с ИТ, простаивают или не выполняют своих функций.

С точки зрения бизнес-процессов управление рисками во многом представляет собой, как считает Гейджен, «управление имеющимися в компании системами и проектами, направленное на достижение максимального возврата от инвестиций и сведение к минимуму возможности возникновения конфликтов и задержек».

Как только становится понятно, в чем состоит потенциальный риск, крайне важно оценить, во что он может обойтись организации и, следовательно, сколько времени и средств должно быть потрачено на то, чтобы этот риск снизить. Данный процесс, называемый анализом влияния на бизнес, представляет собой еще одну важную составляющую эффективного управления рисками.

«Анализ влияния на бизнес действительно помогает определить, какие убытки может понести компания, — подчеркнул Чак Уотчер, менеджер по разрешению нештатных ситуаций компании Carlson Cos. — Если электричество будет отключено даже на 15 минут, как оценить материальные и нематериальные последствия, как это скажется на ваших потребителях, как повлияет на престиж компании в отрасли?»

Цена вопроса

После того как компании определили, в чем состоят их риски и какими могут быть убытки, они должны принять решение, нужно ли уделять внимание каждому из возможных рисков. Для этого следует оценить размер убытков и другие последствия для организации.

«Иногда стоит пойти на немалый риск неудачи, если в случае успеха можно получить серьезную выгоду», — считает Фрэнк Принс, аналитик Forrester Research.

Например, компания, принимающая заказы на подарки по почте, оценивает риски открытия Web-сайта во время праздников. Сам по себе такой проект довольно рискованный, поскольку есть вероятность того, что Web-сайт не сможет обеспечить адекватный объем продаж и тем самым приведет к убыткам. Однако потенциальная отдача от организации Internet-продаж во время сезона массовых покупок может оказаться достаточно высокой для того, чтобы компания решилась на реализацию этого проекта.

Если же, с другой стороны, конкретный риск относительно маловероятен, но потенциальный ущерб для компании велик, то она может предпочесть решать эту задачу заблаговременно. Например, мала вероятность того, что компания — поставщик профессиональных ИТ-услуг из штата Аризона окажется без электричества из-за урагана или землетрясения. Но поскольку в случае отключения электроэнергии финансовые потери компании могут оказаться огромными, а ее престиж может серьезно пострадать, компания приняла решение установить систему резервного питания.

Многие специалисты согласны с тем, что недостаточное внимание к управлению рисками, возможно, и представляет для компании самый большой риск.

«В результате все заканчивается тушением уже разгоревшегося пожара, — считает Леоноре Абордо, менеджер по операциям компании AT&T Wireless Group. — В бизнесе, как нигде, время — деньги, но нехватку этого ценнейшего ресурса, как правило, можно компенсировать за счет тщательного планирования. Люди полагают, что им удастся решить проблему уже после того, как она возникнет. При этом мало кто понимает, что устранение неприятности потребует гораздо больше усилий, чем ее предотвращение».


Ситуации, где необходимо управление рисками

  • Производитель оценивает затраты и ресурсы, нужные для создания подразделения электронной коммерции, а также риск того, что это подразделение ждет неудача и вероятность потерь инвестиций
  • Банк рассматривает вопрос о выдаче новому потребителю кредитной карточки с кредитной линией в 5 тыс. долл. и оценивает риск, на который он идет, если потребитель не сможет оплатить все или часть расходов по этой карточке
  • Компания инвестирует 1 млн. долл. в разработку программного обеспечения, призванного обеспечить более высокий уровень автоматизации операций по обслуживанию потребителей. Компания рискует тем, что реализация этого проекта не будет закончена в срок, или превысит отведенный бюджет, или в итоге не позволит добиться прогнозируемой экономии затрат, лояльности потребителей или уровня производительности
  • Организация хочет приобрести самое передовое программное обеспечение электронной коммерции у недавно созданной компании, но должна оценить риск, на который она идет, заключая сделку с небольшой компанией, которая имеет ограниченные финансовые возможности и сомнительную надежность
  • Небольшая компания, занимающаяся розничной торговлей, оценивает риск независимого существования на рынке, отличающемся высоким уровнем конкуренции, где доминирует небольшая группа торговых сетей, и решает, имеет ли смысл ее слияние с одной из них