Денег в отрасли все еще мало
Она, индустрия, дышит. Это уже обнадеживает. По мнению некоторых, даже выздоравливает после августа 1998-го. Например, «1С», «Парус», представительство корпорации Microsoft в России и странах СНГ — все они объявили о росте продаж. По мнению этих компаний, российская индустрия информационных технологий преодолела последствия кризиса.
Для лидеров, может, все так и обстоит. Только есть три «но». Выход на докризисные показатели по объемам продаж не обязательно означает, что ситуация полностью восстановилась. Например, не достигли прежнего уровня темпы роста в области делового программного обеспечения. Уровень оплаты труда в целом по индустрии остается значительно более низким, чем в начале 1998 года. Докризисный отрыв лидеров от большинства фирм-разработчиков позволил первым еще больше укрепить свои позиции, чего нельзя сказать об остальных.
Да, острота кризиса позади. По сравнению с прошлым годом участники выставки SofTool ?2000 немного увеличили размеры стендов и уже меньше экономят на рекламных материалах. Но благополучие в индустрии еще не наступило. Денег в отрасли все еще мало, поэтому с ними трудно расстаются.
Масштабно играют всего несколько традиционных лидеров, встречаясь с главами регионов и предпринимателями, работая с думскими комитетами, проводя конференции в Кремле, всероссийские Дни бухгалтерии и проч. Остальные напряженно вкалывают, соперничая с лидерами, ищут пути выживания или развития в условиях подвижного рынка.
Если вы не были на выставке
SofTool остается одной из главных софтверных выставок в России. Она традиционно открывает осенний деловой сезон и выявляет многие тенденции. На этот раз в ней участвовали примерно 200 фирм. Согласно официальным данным, 150 из них демонстрировали автоматизированные системы управления, 42 — торговые системы и оборудование. Увеличились разделы САПР (до 20 фирм) и АСУ ТП (22 фирмы). Считается, что это свидетельствует об оживлении российской промышленности. В рамках выставки впервые прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в России XXI века», соорганизатором которой было издательство «Открытые системы».
Как изменились потребители
По сравнению с прошлым годом посетителей стало больше. Центр «Бизнес-Программы-Сервис» проводил традиционный опрос пришедших. Согласно предварительным результатам, заметно увеличилась доля приезжих посетителей. Почти каждый второй — из Московской области, из других регионов или даже из зарубежья. Для сравнения напомним, что осенью 1998 года москвичи составляли 88% посетителей выставки. Еще больше изменилось распределение посетителей по отраслям.
Промышленные и строительные предприятия наконец-то заинтересовались новыми технологиями. Этот рост интереса был вполне прогнозируем и давно ожидаем. Правда, пока трудно сказать, насколько он подкреплен финансовым потенциалом. В последнее время едва ли не каждый заметный разработчик заявил о выпуске версий своих основных программ, ориентированных на производственные предприятия.
Слегка уменьшилось число специалистов из сферы торговли. Несколько лет подряд торговля была лидером в области автоматизации. Вероятно, произошло определенное насыщение. К тому же изменилась структура инвестиционных потоков.
Зачем люди приходят на выставку
Когда-то очень многие шли затем, чтобы выбрать и купить программу. Однако постепенно цели меняются.
Половину посетителей (51%) составляли инженеры и программисты, или, как говорили раньше, — ИТР. Среди остальных были руководители среднего звена (25%), бухгалтеры и экономисты (6% против обычных 20%), директора (5%) и другие.
На вопрос, используются ли у них на работе финансово-экономические программы, почти три четверти ответили положительно. Уточняющий вопрос: «Какие?» — позволил вывести некий рейтинг использования программ той или иной марки. В таблице оставлены лишь те, что преодолели двухпроцентный барьер.
Отметим, что упомянутые «Гарант» и «КонсультантПлюс» являются правовыми базами данных. Набранные «Галактикой» 2% не должны вводить в заблуждение — это довольно много, поскольку компания поставляет преимущественно «тяжелые» и дорогие системы корпоративного уровня.
В моде специализированные решения
Известно, что рынок развивается по спирали. В начале 90-х многие разработчики начинали свой путь с написания программ, предназначенных для определенного типа предприятий (больниц, строительных компаний и т. д.). Потом был этап универсализации, то есть создавались бухгалтерские и финансовые программы с настройкой на любой тип предприятия. Сегодня, когда универсальных программ стало много, вновь появилась потребность в настройках или специальных модулях для отдельных типов организаций, фирм, корпораций.
Отраслевые или специализированные решения сегодня выпускают на рынок разработчики крупных корпоративных систем («Галактика», «Атлант-Информ», «Парус», «АйТи»), средних систем («Интеллект-Сервис», «Инфософт», «Инфин», «Комтех») и разработчики программ, ориентированных на малые и средние предприятия и организации. Например, компания «Импульс» запомнилась короткими и ясными слоганами «Для вас, военные», «Для вас, строители».
Общей тенденции подчиняются и региональные разработчики. Специализированные и типовые отраслевые решения впервые демонстрировала компания «Компас» из Санкт-Петербурга. Посетители могли ознакомиться с типовыми решениями «Издательский дом», «Ремонтно-строительная фирма» и «Расчет сметы на ремонт судов». Причем первое из них разработала не сама питерская фирма, а ее московский дилер «Киви-Софт». Еще одна питерская компания, «Кубикс», знакомила посетителей со своей новой корпоративной системой L2, которая уже внедрена на семи промышленных предприятиях Северо-Западного региона.
Компания «Геос» из Нижнего Новгорода, дебютировавшая на выставке, выступила с очень грамотной концепцией. На базе одной оригинальной системы пространственного моделирования специалисты компании подготовили и показали сразу несколько законченных программных продуктов для конструкторов и менеджеров по продажам, для мебельщиков и судостроителей.
Инвестиции в индустрию разработок
До кризиса было принято громко заявлять об инвестициях, как, впрочем, и о достигнутых оборотах. Вспомним шумную историю объединения «Галактики» и «Паруса» с привлечением внешнего инвестора. Вспомним европейского инвестора компании «Кодекс» (проект «ВК Кодекс»). Сегодня все делается без прежней помпы. Но результаты все равно становятся заметными — в частности, на выставках и в рекламе. Вот что мы увидели на выставке.
Маркетинговая активность компаний «Референт-Сервис», «Эльбрус Технолоджис», Avacco Soft позволила предположить наличие значительной инвестиционной поддержки. Беседа с представителями Avacco Soft полностью подтвердили наши предположения; наши собеседники рассказали, что благодаря инвесторам удалось изначально создать программный продукт универсального типа. А в «Эльбрус Технолоджис» говорят, что теперь могут помочь найти внешнее финансирование даже своим клиентам. Обе компании знакомили посетителей с относительно недавно созданными системами управления предприятием.
Поговаривают, что в кулуарах выставки новые инвесторы искали, в кого бы еще вложить средства. Показалось, что те, кто инвестирует, слабо представляют специфику российского рынка финансово-экономических программ. Они тратят средства на разработку и яркие стенды, но забывают о главном. Сегодня совсем недорого (особенно по мировым меркам) можно купить целую команду с готовой системой. Гораздо труднее найти или сформировать группу, способную грамотно продвигать готовое решение, построить партнерскую и сервисную сеть, разработать и запустить уникальную концепцию продвижения.
Николай Комлев (komlev@finsoft.ru) — директор Центра исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис»
SofTool ?2000: некоторые цифры
Результаты традиционного опроса посетителей выставки, проведенного центром «Бизнес-Программы-Сервис»
Вид деятельности | Доля, % |
Промышленность | 34 |
Компьютеры и связь | 24 |
Наука и образование | 15 |
Государственные структуры | 10 |
Торговля | 10 |
Строительство | 6 |
Другие | 1 |
Марка | Доля, % |
"1C" | 35 |
Не помню название | 28 |
Собственные | 9 |
"Парус" | 6 |
"КонсультантПлюс" | 4 |
БЭСТ | 4 |
"Инфо-Бухгалтер" | 3 |
"Инфин" | 2 |
"Гарант" | 2 |
"Галактика" | 2 |
Цель посещения выставки | 1999, % | 2000, % |
Ознакомиться с новыми программами | 27 | 88 |
Ознакомиться с новинками оборудования | 23 | 45 |
Установить партнерство | 17 | 29 |
Купить программу | 21 | 13 |
Купить оборудование | 12 | 2 |