Покупка подразделения PricewaterhouseCoopers по консалтингу — безусловно рискованное предприятие, но другой такой возможности Hewlett-Packard может и не представиться
Со времени последней смены главы HP идет процесс «перерождения» компании, как любит выражаться Карлтон Фьорина. Иными словами, «старой» HP, неспешно продвигавшейся под руководством предшественника Фьорины Льюиса Платта, больше нет |
Для тех, кто всю жизнь занимался производством компьютерного оборудования, решение отодвинуть этот бизнес на второй план поистине означает вступление на новый путь. Тяжеловесы компьютерной отрасли, от Compaq до IBM, в преддверии новой эры дружно перестраиваются, начиная осваивать новый для себя, но крайне доходный рынок консалтинга и профессиональных услуг.
Первопроходцем является IBM, которая за последнее десятилетие значительно продвинулась по этому пути. Относительно недавно в бизнес, связанный с услугами, инвестировали по нескольку миллиардов долларов Compaq, Dell, Cisco и даже Sun Microsystems.
Но выше всех подняла планку Hewlett-Packard, решившись на серьезнейший и рискованнейший шаг: приобретение на сумму 17-18 млрд. долл. подразделения PricewaterhouseCoopers по консалтингу — третьей крупнейшей консультационной фирмы в мире. Подобная сделка максимально ускорила бы трансформацию HP, начавшуюся под руководством Карлтон Фьорины 15 месяцев назад, когда она возглавила корпорацию. Это поистине рискованное предприятие: возможная сделка не только фундаментальным образом изменит профиль HP, но и создаст новую сферу пересечения ее интересов с Голубым Гигантом.
Состоится сделка или нет, сам факт переговоров со всей очевидностью доказывает, что век традиционных производителей аппаратного обеспечения закончился.
В большой степени движущей силой перемен является экономика Internet. С ростом Сети компании все больше полагаются на круглосуточно функционирующие компьютерные системы, стараясь выжать из них все возможное. Разнообразные услуги, от поддержки до сопровождения, — это не только дополнительное удобство для клиентов и производителей оборудования, но и бизнес, сулящий гораздо более высокие прибыли и темпы их роста, нежели простая продажа аппаратного обеспечения.
«Сегодня просто продавать лучший сервер недостаточно, — говорит Энн Ливермор, президент отделения HP Business Customer Organization. — Это лишь обязательное условие выхода на рынок».
Услуги — это относительно новая сфера деятельности для индустрии, которая выросла, строя ПК, мэйнфреймы и серверы, и привыкла видеть возможности для своего развития лишь в том, чтобы делать эти системы более быстрыми. Но со временем поставщики высоких технологий разглядели в услугах способ помочь предприятиям приспособить компьютерные системы для их нужд. Производитель может предлагать такие виды услуг, как установка оборудования, исполнение функций службы поддержки, обеспечение сопровождения, консультации по интеграции ПО и модернизации систем. Переориентация производителей на услуги также помогает клиентским компаниям подготовиться к тому времени, когда сама вычислительная мощь будет предлагаться в виде платной услуги, а не аппаратного продукта.
Освоение рынка услуг началось довольно давно. IBM, в частности, предлагает определенный ассортимент услуг уже на протяжении нескольких десятилетий. Но отрасль подходит к водоразделу, за которым услуги начинают приносить все большую долю оборота компании. Недавно на Уолл-стрит распространился слух, что HP не прочь купить Xerox. Хотя и маловероятное, заключение этой сделки ознаменовало бы решительный выход HP за рамки рынка компьютерного оборудования.
В IBM бизнес услуг и консалтинга является одним из самых быстрорастущих. В прошлом году подразделение по услугам принесло компании 32,2 млрд. долл. — почти треть от ее суммарного оборота. Для сравнения, в 1993 году, когда возглавивший IBM Луи Герстнер включил подразделение в разряд приоритетных, его оборот составлял 7,6 млрд. долл., менее 13% общего оборота. IBM добилась успеха, предлагая клиентам полный ассортимент услуг, от аутсорсинга до интеграции программного обеспечения.
Догнать IBM стремятся и другие производители оборудования. В июне 1998 года Compaq приобрела Digital Equipment, располагавшую крупным подразделением профессиональных услуг.
«Недооценка временных затрат на интеграцию двух организаций разного профиля недопустима», — говорит вице-президент Compaq по маркетингу Лаура Фарнхем. В 1999 году отделение Compaq по услугам со штатом в 35 тыс. служащих принесло ей 6,6 млрд. долл. от продаж — 17% от суммарного оборота.
Dell начала осваивать новую территорию посредством партнерских соглашений с Arthur Andersen и Gen3 Partners; правда, ассортимент предлагаемых Dell услуг касается лишь ее собственного оборудования. Еще один новый игрок на этом поле — Cisco Systems, которая в августе 1999 года решилась уплатить 1 млрд. долл. за 20-процентный пакет акций консалтингового подразделения KPMG. В январе текущего года подразделение было выделено в самостоятельную компанию.
В заключение упомянем Sun Microsystems, у которой сервисная организация существует с 80-х годов. Пять лет назад компания сделала подразделение приоритетным; теперь темпы его роста составляют 40% в год. Но как и Dell, Sun узкопрофильна: ее специалисты настраивают аппаратное и программное обеспечение лишь собственного производства, а также интегрируют выпускаемые ими системы с мэйнфреймами и серверами под управлением Windows NT.
Со времени последней смены главы HP идет процесс «перерождения» компании, как любит выражаться Фьорина. «Мы стоим на пороге новой эры Internet, в которой технологии будут трансформировать целые отрасли, — сказала Фьорина на презентации Superdome, новой линейки высокоуровневых серверов HP. — Решения HP должны с упреждением впитывать в себя ключевые технологические новшества».
Иными словами, «старой» HP, неспешно продвигавшейся под руководством предшественника Фьорины Льюиса Платта, больше нет. В 1999 году доход от продажи услуг HP составил 6,2 млрд. долл., или 15%, общего оборота корпорации, — куда меньше, чем у IBM. Штат подразделения HP по услугам насчитывает 29 тыс., тогда как штат аналогичного подразделения IBM — 140 тыс. служащих.
Платту принадлежит заслуга разработки новой стратегии в отношении электронных услуг, в рамках которой планировалось создать новое подразделение по Internet и отделить от компании бизнес, связанный с измерительным оборудованием. HP намеревалась предлагать комплекты ПО и оборудования компаниям, собирающимся переносить операции в Internet. Вместе с тем Платта критиковали за то, что он отдал инициативу Sun и IBM в гонке за лидерство на рынке серверов старшего класса. В 1999 году Платт ушел в отставку с поста генерального директора HP.
В отличие от своего предшественника, Фьорина прилагает все усилия к тому, чтобы добиться успеха. По ее замыслу доходы от услуг за три-четыре года должны составить 30% общего оборота корпорации. Главным фактором в достижении этой цели может стать приобретение компании, располагающей обширным опытом консалтинга в сфере программного обеспечения.
Первое, с чем столкнется HP в случае заключения сделки, это задача сохранения 31 тыс. консультантов PricewaterhouseCoopers и объединение их с 6 тыс. сотрудников консалтинговой службы HP. Сделать это при наличии заманчивых вакансий в более мелких и быстрорастущих компаниях будет не так уж просто.
HP также придется каким-то образом убедить клиентов в объективности своих консультантов — в том, что они будут предлагать верные рекомендации по выбору оборудования, не отдавая предпочтения продукции самой Hewlett-Packard.
Рынок пока колеблется. Ссылаясь на чрезвычайно высокую стоимость покупки, Standard and Poor?s взяла рейтинг акций HP под наблюдение. Bear Sterns и другие фирмы с Уолл-стрит, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами, приветствуют стремление Фьорины расширить бизнес HP, связанный с консалтингом. Однако, предупреждает Bear Sterns, из-за неопределенности, которая неизбежно возникнет, если объединение компаний окажется затруднено, акции HP могут упасть в цене.
Сделка, без сомнения, приведет к обострению соперничества с IBM. В середине 90-х ряды производителей Unix-систем начали казаться HP тесными. В 1997 году HP приняла судьбоносное решение расширить поддержку Windows NT. Хотя корпорация рассматривала NT лишь как мощное дополнение к линейке Unix-систем, некоторые клиенты сочли расширение поддержки Windows за уход с рынка Unix. Борьба шла и внутри самой HP. Одни выступали за дальнейшее развитие Unix-систем. Другие утверждали, что необходимо полностью переходить на менее дорогие машины с Windows NT, так как аппаратное обеспечение становится товаром массового потребления, и низкая стоимость будет более привлекательным фактором, чем функциональность.
Возглавив HP в июне 1999 года, Фьорина приступила к реорганизации корпорации. Ушли в прошлое децентрализованное управление HP, благодушный настрой сменился целеустремленностью. Ощущая необходимость в переменах, служащие работают с большей энергией; возросла ответственность менеджеров — теперь их зарплата зависит от продуктивности. «HP жестко управляется сверху», — заметил аналитик SG Cowen Securities Ричард Чу.
Однако HP по-прежнему не является ведущим поставщиком оборудования для компаний, переносящих операции в Web. По данным International Data Corp., доля HP на рынке серверов старшего класса в 1999 году сократилась до 8,3%, тогда как доля Sun достигла 24%. Фьорина надеется повернуть эту тенденцию вспять за счет инициативы в области Internet-услуг и крупных корпоративных сделок, в частности долговременного договора на поставку оборудования Amazon.com и технологического альянса с Oracle.
«Приступая год назад к переговорам с HP, мы понимали, что очень рискуем, — говорит вице-президент Amazon Чарли Белл. — Наша компания развивается столь быстро, что, честно говоря, мы даже не ожидали, что HP сможет выдержать наши темпы. Мы понимали, что от того, насколько хорошо HP сможет выполнять условия соглашения, зависит судьба Amazon».
Однако многие Internet-фирмы не спешат последовать примеру Amazon.
Завоевание приверженцев — не говоря уже о доле рынка — потребует от HP еще более радикальных изменений, аналогичных тем, которые могут произойти с приобретением PricewaterhouseCoopers. В случае заключения сделки штат HP вырастет до 86 тыс. сотрудников, то есть на треть; и почти треть оборота HP будут обеспечивать услуги.
Покупка PWC — безусловно рискованное предприятие, но другой такой возможности HP может и не представиться.
Элинор Эбрю