Игорь Игошин («Микротест») рассказывает о единой сети передачи данных МПС, крупнейшей в Европе корпоративной коммуникационной инфраструктуре |
Год назад генеральный менеджер Cisco Systems в странах Центральной и Восточной Европы Роберт Эйджи заявил во время выставки Internetcom ?99 о намерении организовать собственное крупное мероприятие с привлечением большого числа партнеров и клиентов.
«После принятия окончательного решения мы, вероятно, оставим для себя одну из выставок. Возможно, это будет «Связь-Экспокомм», — пояснил он тогда. И вот конференция, «обусловленная заметно возросшим вниманием к Internet-технологиям и потребностью в качественно новом уровне информированности специалистов», состоялась и станет теперь ежегодным мероприятием, которое заменит участие Cisco в Internetcom. О важности первой российской CiscoExpo (эта конференция уже проводилась в других странах) свидетельствует визит в Россию Уильяма Нути, президента подразделения Cisco EMEA. В своем вступительном докладе он подчеркнул, что собственный опыт Cisco в области Internet-экономики и широкий спектр телекоммуникационного оборудования могут оказать значительную помощь российским компаниям в развитии всех видов электронного бизнеса. Нути отметил «великолепные перспективы формирования российского рынка электронных услуг«, обусловленные наметившимися тенденциями стабилизации экономики и прогнозируемым значительным ростом в ближайшие годы числа пользователей Internet.
В течение двух дней сотрудники Cisco, Microsoft, Hewlett-Packard, IBM, а также российских системных интеграторов и Inernet-провайдеров сделали около 60 докладов, в которых рассматривались как вопросы реализации технологий Internet, так и решения, позволяющие использовать Сеть для развития различных аспектов электронного бизнеса. Одним из наиболее примечательных событий CiscoExpo стал рассказ о сети Министерства путей сообщения.
Сеть МПС
Единая сеть передачи данных Министерства путей сообщения, являющаяся крупнейшей в Европе корпоративной коммуникационной инфраструктурой, создается системным интегратором «Микротест» — «серебряным» партнером Cisco Systems. О масштабах данного проекта, который планируется завершить к концу текущего года, свидетельствуют следующие показатели: СПД практически полностью охватывает территорию нашей страны, объединяя расположенный в Москве Главный вычислительный центр с ВЦ всех 17 российских железных дорог, в состав которых входит более 5 тыс. предприятий МПС; суммарное количество узлов сети значительно превышает 3 тыс.; общее количество компьютеров сети — более 40 тыс. В этом году число оконечных узлов сети (маршрутизаторов доступа локальных сетей и автономных автоматизированных рабочих мест) должно достигнуть 6 тыс.
Уильям Нути: «Каналы Internet — виртуальные железные дороги эпохи информационной революции» |
По словам Олега Латушкина, директора входящего в состав МПС государственного унитарного предприятия «Трансинформ», уже в середине 90-х стало ясно, что невозможно развивать и совершенствовать управление грузовыми и пассажирскими перевозками, а также создавать новые информационные системы, используя технологии и протоколы двадцатилетней давности. В 1998 году было принято решение о применении протоколов TCP/IP, организован тендер и определен поставщик оборудования. На основе проведенных ранее работ по созданию фрагментов сетей на различных дорогах предпочтение было отдано продуктам Cisco. В качестве генподрядчика выступила компания «Микротест» из Екатеринбурга, а соисполнителя работ — «Техносерв А/С». По словам генерального директора «Микротест» Юрия Игошина, реализации СПД МПС в значительной степени помог опыт создания сети Свердловской железной дороги.
Специалисты компании «Микротест» не только осуществили техническое проектирование СПД, но и провели специальные исследования более 22 тыс. устройств (в дальнейшем планируется сертификация Гостехкомиссией всей СПД). Базирующийся на маршрутизаторах Cisco 7200 магистральный сегмент сети, который связывает ГВЦ с 17 железными дорогами, введен в эксплуатацию в феврале 2000 года. Этому предшествовали приемо-сдаточные испытания совместно с 450 региональных (на основе маршрутизаторов Cisco 7200 и 3600) и 1,5 тыс. оконечных узлов.
Создание СПД способствовало достаточно быстрому развитию финансово-экономических приложений на основе SAP R/3 не только в центре, но и на местах. Латушкин полагает, что об успехе внедрения R/3 свидетельствует тот факт, что руководители среднего звена Красноярской железной дороги, половина предприятий которой уже применяют R/3, освоили и оценили ее возможности. Построение СПД позволило также начать разработку новых систем, среди которых — централизованное оформление грузовых перевозок. Наряду с этим появились такие дополнительные приложения, как проведение консультаций и обмен видеоинформацией в реальном масштабе времени между Центральной клинической больницей МПС и региональными лечебными учреждениями этого ведомства, а также передача данных между железнодорожными вузами страны. На Свердловской дороге развернут пилотный проект внедрения IP-телефонии. Ввиду того что СПД используется значительным числом структур МПС, для разделения их разнородного трафика применяется технология формирования виртуальных частных сетей. В настоящее время наложенная IP-сеть базируется как на аналоговых, так и на оптоволоконных цифровых каналах. Прокладку последних осуществляет «Транстелеком». По данным МПС, только в текущем году планируется ввести в действие более 20 тыс. км ВОЛС, по которым уже будет «виден» Хабаровск. «Не в наших традициях преждевременно анонсировать достижения. Мы расскажем о многочисленных возможностях и применениях СПД после завершения полного цикла работ в конце текущего года», — заявил Латушкин.
Алексей Чернобровцев