«e-Форум ?2000» — еще одно мероприятие, посвященное электронному бизнесу
Одно из них — конференция «e-Форум ?2000», организованная агентством «Алгоритм», — прошла 19 июня параллельно в двух городах: Москве и Санкт-Петербурге. Выступления в основном были посвящены законодательным, организационным и психологическим аспектам электронного бизнеса.
Законодательство
Распространено мнение, что российские законы не приспособлены для электронного ведения бизнеса. Если это и так, появление некоторых подзаконных актов и разработка федеральных законов вселяет надежду, что положение начинает постепенно меняться. Об одном из таких законов — «Об электронной цифровой подписи» — рассказал на конференции его соавтор Герман Артамонов.
Не оставляет своим вниманием развитие электронной коммерции в России и правительство, выделившее на эти цели на шесть лет (по 2006 год) 54 млн. руб. Чтобы изыскать дополнительные средства, правительственная программа построена таким образом, чтобы привлечь инвестиции коммерческих фирм и субъектов федерации. В программе принимают участие 15 министерств и ведомств России. Сейчас она дорабатывается в соответствии с пожеланиями Минэкономики, и в сентябре будет направлена на утверждение в правительство.
Internet-торговля глазами «Эксперта»
Что же сейчас происходит в российской Internet-торговле? На этот вопрос вновь попытались ответить в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», проведя уже второй за последнюю пару месяцев обзор российских Internet-магазинов. Подобную «оперативность», по всей видимости, следует трактовать как молчаливое согласие составителей обзора с критикой их первой попытки рейтингования Internet-магазинов. Более того, эксперты агентства изменили «правила игры» и, отказавшись от выбора первой полусотни Internet-магазинов, попросту поделили магазины на четыре группы, указав, к какой группе магазин относится. Деятельность магазинов оценивалась по четырем параметрам: финансовая деятельность, работа торговой системы, качество оплаты и качество доставки. Организации, имеющие по всем показателям хорошие результаты, причислили к самой «старшей» группе A. В группу B вошли магазины, у которых были проблемы с одним-двумя параметрами. В группу C — те, кто «формально имеет все признаки Internet-магазина». Все остальные — в D. В итоге вполне «политкорректную» группу A составили всего четыре магазина: Bolero, Co@libri, Ozon и XXL. Составители обзора обнародовали и свое видение общей картины отечественного рынка Internet-торговли. Месячный оборот розничных российских Internet-магазинов был оценен ими в 700 тыс. долл. в месяц хотя покупателями являются всего 1% пользователей Рунета. Из этих 700 тыс. на долю компьютеров и комплектующих отводится 400 тыс. долл.; книг, дисков и видеокассет — 200 тыс. долл.; на продукты питания — 120 тыс. долл. По количеству же заключаемых сделок на первом месте книги и видеокассеты (20 тыс. сделок), за ними идут продукты питания (4 тыс.), и последними — компьютеры (2 тыс. сделок).
NASDAQ, еще NASDAQ
Однако без привлечения инвестиций рынок Internet-коммерции будет развиваться медленно. Поэтому значительный интерес у участников конференции вызвал совместный проект ММВБ, СПВБ и «Финмаркет» по организации биржи акций высокотехнологичных компаний. Этот проект рассчитан на привлечение инвестиций к российским Internet-фирмам. Сейчас определены первые пять эмитентов: Rambler, Lenta.ru, StockAccess, Co@libri и «Поликом Про». Также на конференции был представлен «Internet-брокер» — инструмент для торговли акциями на бирже ММВБ через Internet, разработанный фирмой ITC.