В Москве прошла Вторая международная конференция «Интернет-Бизнес-Металл»
Зарубежные площадки e-marketplace всерьез присматриваются к российской промышленности. Оле Медсон (в центре) и его российские коллеги из MetalMerge.com на конференции «ИБМ» |
Большое количество обсуждаемых тем и фокусировка на различный уровень руководящих специалистов сделала целесообразным разделение докладов по нескольким потокам, отследить которые в полной мере не было никакой физической возможности. Но все же общее представление о насущных проблемах Internet-бизнеса российской металлургии и предлагаемых методах решения удалось получить.
Основная проблема, как выяснилось, — отсутствие свидетельств экономической эффективности внедрения технологий электронной коммерции. А ведь экономическая отдача — это именно то, что должно побуждать руководство компаний внедрять эти самые инновации. Оценки предполагаемых объемов рынка B2B к 2004 году, конечно, тоже могут сыграть определенную психологическую роль, но вряд ли станут когда-либо решающим аргументом для уважающего себя руководителя. К сожалению, о некоей базовой методике расчета экономической эффективности подключения предприятий отрасли к электронным торговым площадкам (e-marketplace) участники конференции так и не услышали. Консультанты в лице представителей PriceWaterhouceCoopers, со своей стороны, предлагали сотрудникам ИТ-отделов предприятий возглавить процесс расшатывания консервативного менталитета высшего руководства. Те в свою очередь утверждали, что без авторитетного участия именитых консалтинговых агентств дело с мертвой точки сдвинуть будет трудно.
Кстати, конференция «ИБМ» явилась, по сути, продолжением консультаций по выработке общего решения применительно к электронной коммерции в металлургической отрасли, инициированных около месяца назад PWC и Oracle. Напомним, что инициатива этого альянса заключалась в продвижении в российский производственный сектор технологий создания виртуальных торговых площадкок. Тогда же были проведены круглые столы, организованные по отраслевому признаку. Как сообщил участвовавший в круглых столах старший менеджер PWC Леонид Гайдук, «из 15 представителей ИТ-отделов металлургических предприятий только два оказались готовы к обсуждению конкретных проектов». Остальные же лишь знакомились с проблематикой.
Для сравнения, на круглом столе промышленников из автомобильной отрасли сразу же была создана инициативная группа, которая ставила своей задачей консолидацию усилий заинтересованных предприятий для создания торговой площадки в Internet по закупкам продукции (запчастей и материалов) для конечных производителей. Почему автомобилисты оказались более продвинутыми, чем металлурги, — это вопрос. Ведь в зарубежной части Internet автомобильные и металлургические виртуальные торговые площадки стали появляться одновременно и примерно с одинаковой степенью готовности.
Ответ, возможно, следует искать в особенностях бизнеса отечественных металлургов. Как известно, сырьевые отрасли, к которым с большой уверенностью можно отнести производителей черных и цветных металлов, являются «экспортно-ориентированными», а потому относительно благополучными сферами экономики. Но как только в полную мощь заработают крупнейшие проекты e-marketplace, типа e-steel.com и metalsite.com, а издержки западных конкурентов упадут, на мировом рынке вполне могут упасть цены на металлы, и сохранение прибыльности экспортных операций станет не таким уж тривиальным делом.
Конечно, можно будет вступить в тот же e-stell.com. Но, как утверждают, флагманы нашей металлургии, такие как «Северсталь», уже опробовали на себе предложения западных виртуальных площадок и по ряду причин отказались. Несмотря на этот негативный опыт, на конференции «ИБМ» были представлены некоторые зарубежные площадки, ориентирующиеся в основном на европейский рынок: на одной стороне — производители сырья и материалов, на другой — трейдеры и постоянные потребителя. В частности, прозвучали доклады представителя электронной биржи MetalMerge.com Оле Медсона и его российских коллег, а также представителей биржи WWN ltd. По мировым масштабам данные площадки еще очень молоды, но уже пытаются заполучить в свои руки козырь, которого нет у их более маститых конкурентов, — привлечь к работе поставщиков дешевого и качественного металла из России.
Нельзя не упомянуть и чисто российские решения. Так, в день открытия конференции «ИБМ» заявила о начале своей работы торговая система «Российская Внебиржевая Сеть — Металлы», разработанная компанией «Мегасофт». «РВС-Металлы» является пока полностью бесплатным проектом для участников, по сути, это электронный каталог предложений продавцов и покупателей.
Другой амбициозный проект ведется в холдинге Port.ru. Его название — «Система глобальной дистрибуции товаров и услуг Optorg.ru». И хотя этот проект специализируется по всему реестру производителей товаров и услуг, место в нем, по словам его руководителя Константина Уварова, найдется и металлургам. И в «РВС-Металлы», и в Optorg.ru особое внимание будет уделяться актуализации предлагаемой участниками рынка информации. Разработчиками будет использоваться специальная система визуальных меток, характеризующая уровень актуальности информации, предоставляемой участниками. Поэтому на таких площадках активные игроки всегда смогут найти «живой товар» и «живые деньги».