В этот момент заказчик обнаруживает, что график выполнения задания отстает от намеченного примерно на полгода.
Эд Йордон, редактор журнала Cutter IT Journal, издаваемого консорциумом Cutter Consortium. Связаться с ним можно по электронной почте по адресу ed@yourdon.com |
Несмотря на то что разработчики упорно трудились в течение долгих часов, никому доподлинно не известно, на каком этапе проект находится в данный момент.
Одна из причин, из-за которых текущее состояние проекта остается невыясненным, заключается в том, что внутренние процессы «скрыты» от руководителя проекта и конечных пользователей. Порой создается впечатление, что кодирование программы осуществляется в полной темноте.
В том, насколько важна правильная организация работы над проектом, я еще раз убедился во время своей последней поездки по Индии. Эта страна очень быстро превращается в центр разработки высококлассного программного обеспечения. Из десяти ведущих организаций, занимающихся созданием ПО, которые имели в сентябре прошлого года наивысший рейтинг (Level 5) в соответствии с моделью Capability Maturity Model Института программного обеспечения (Software Engineering Institute — SEI), оказалось пять индийских. А доля индийских фирм среди 59 организаций, которые оцениваются Level 4 или Level 5, доходит до 40%.
Ответом представителей Индии на проблему «скрытого процесса» стали их практические достижения и место в мировой табели о рангах. У организаций, находящихся в рейтинге на уровне Level 1, определения процессов не существует, поэтому ни разработчики, ни менеджеры, ни клиенты не знают, какие процессы выполняются в данный конкретный период. Зато у компаний, занимающих места на уровне Level 3 и выше, все процессы четко определены. Если кому-нибудь нужно что-то уточнить, он может ознакомиться с документом, где все подробно расписано. Хорошее управление проектами подразумевает высокую дисциплину выполнения последовательных процессов; все знают, чем должен завершаться каждый этап, поэтому никаких неожиданностей здесь быть не может.
Но что делать тем пользователям, которые уже обожглись на предыдущих проектах и не особенно верят рейтингам? Необходимо установить контроль за ходом выполнения формальных процессов. Если менеджер проекта в качестве доказательства предъявляет описание процесса и утверждает, что аналогичные описания применялись при реализации десяти предыдущих проектов, скептически настроенный пользователь отреагирует примерно следующим образом: «Нас совершенно не волнуют десять ваших прошлых проектов, мы хотим получить гарантии того, что в этот раз все будет выполнено вовремя!»
Ответить на данный вопрос можно двумя способами: либо время от времени по ходу реализации проекта демонстрировать прототипы, либо еженедельно представлять отчеты о выполнении работ. Но в нынешнюю «эпоху Internet» этого может оказаться недостаточно. На выполнение ответственного проекта электронной коммерции сейчас отводится не более месяца. Если на проверку системы уходит неделя и в результате становится понятно, что все работает не так, как нужно, значит, 25% времени потеряно напрасно.
В качестве альтернативного варианта можно предложить полную прозрачность всех процессов разработки, с тем чтобы клиент не ждал целую неделю, пока ему представят очередной отчет. Именно так поступают лучшие индийские компании. Если команда использует формальный процесс, представляющий собой механизм автоматизации групповых работ в Web, если все задания выполняются в одной среде, а автоматизированная процедура соответствует заданным метрикам, то конечные пользователи могут наблюдать за процессом в динамике, в режиме реального времени при помощи своего собственного браузера. Появляется возможность проследить за процедурой формулировки требований, за внесением в них необходимых изменений и их утверждением; за созданием конструкций, за устранением обнаруженных дефектов. Можно также установить контроль за устранением других препятствий, мешающих успешной реализации проекта.
Почему подобный подход впервые появился именно в Индии? Тут все просто: большая часть крупных индийских организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения, выполняют заказы европейских и американских клиентов. Но даже высокие места в рейтинге SEI не снимают вопросов доверия. Клиенты опасаются доверять судьбу проекта компании, удаленной на расстояние свыше 10 тыс. км. Стратегия обеспечения «прозрачности» процессов при помощи Web-технологий призвана устранить эти недостатки и заметно улучшить управление проектами.
Если организации, специализирующиеся на информационных технологиях, не будут уделять должного внимания внедрению новейших методов, они рискуют утратить свою конкурентоспособность.