Форум «Геоинформационные технологии. Управление. Природопользование. Бизнес. Образование»
Формально VII форум «Геоинформационные технологии. Управление. Природопользование. Бизнес. Образование» не показал принципиально новых технологий (по сравнению, скажем, с форумом трехлетней давности). Те же слои, растровые и векторные поля, генераторы форм, электронные тахеометры, графические станции и продукты: семейство программ от компании ESRI, AutoCAD, ERDAS, MapInfo, WinMap, «ГеоГраф» и т. п. — но изменилось отношение к ним. Это уже не красивые игрушки, с помощью которых можно показать большому начальнику цветную карту, нарисованную в реальном времени, с нанесенной на ней точкой местонахождения персональной машины этого самого босса. Сегодня ГИС — реальный инструмент. Потребовалось несколько лет, чтобы раскрутилась наконец-то бюрократическая машина, а основные потребители: транспортные ведомства, силовые структуры, земельные комитеты, муниципальные учреждения и т. п. не только всерьез рассмотрели возможность применения ГИС в своей деятельности, но и активно их использовали.
Об этом свидетельствуют и масштаб самого форума, переместившегося в просторные помещения Российской академии государственной службы, и насыщенность программы, а главное, заинтересованность участников в решении прикладных проблем.
Система автоматизированного управления транспортом используется сегодня в 11 городах, причем речь идет о вовлечении в нее не только автотранспортных предприятий, но и ГИБДД, федеральных служб, местных администраций. Сегодня функционируют межрегиональные и региональные транспортные системы, а скоро будет возможна связь зарубежных и отечественных систем, так что требующий, например, ремонта трейлер из Голландии сможет, отправив через свой передатчик запрос о помощи, получить необходимую поддержку от местного сервисного центра. Короче говоря, несмотря на постоянные смены местной власти и отсутствие средств, ГИС живет. У заказчиков появилось убеждение в необходимости интегрированных решений, соблюдения стандартов и масштабируемых по мере реализации поэтапных проектов.
Следующее наблюдение, которое, впрочем, справедливо сегодня не только для ГИС, — успех этих систем целиком зависит от региональных партнеров столичных компаний. Годы раскачки прошли, и теперь многие партнеры активно требуют новых решений, а заказчики находят средства на их оплату.
Успехи партнеров в регионах очень выпукло проявились на выставке, проходившей в рамках форума. Например, компанию «Эсти-МАП», распространяющую систему MapInfo, поддерживают сегодня партнеры, выполняющие проекты для телекоммуникационных компаний «Северо-Западный GSM» и «Мобильные ТелеСистемы», для деревообрабатывающей промышленности. Система ЛесГИС, используемая в Западно-Сибирском государственном лесоустроительном предприятии (изготовление карт, вплоть до масштабов 1:10000), позволяет осуществлять непрерывный мониторинг живого ресурса — леса на основе данных космических наблюдений, отслеживать динамику развития лесных фондов (пожары, загрязнение, болезни и т. п.), передачу данных в другие системы. Среди пользователей MapInfo: РАО Газпром, ГВЦ энергетики РАО ЕЭС, а продукт «Кадастровый офис», позволяющий проводить все работы по инвентаризации земель и учету платежей, сертифицирован в Федеральном кадастровом центре на соответствие требованиям, предъявляемым к программным продуктам, предназначенным для государственного кадастрового учета земельных участков.
Семейство продуктов ArcInfo, поставляемых компанией «Дата+», активно используется учреждениями Минобороны в военной топографии, при создании и сертификации электронных, бортовых, векторных карт и проекций (проект «Панорама»). Имеются и гражданские применения, например, компания Ariston использует эту систему для оптимизации маршрутов доставки бытовой техники.
Красноярская железная дорога с 1998 года применяет ArcInfo для управления инфраструктурой дороги и интеграции с уже используемыми прикладными системами и СУБД: SAP R/3, Oracle и IBM DB2. Для функционирования и мониторинга состояния пространственно распределенного объекта — железной дороги важен учет различных факторов: природных условий, плотности населения, расположения населенных пунктов и портов. Решаются задачи построения плана и профиля пути, рельефа полосы отвода, оценки затрат на ремонт и составление плана работ, прогнозирование аварийных ситуаций, составление кадастра земель, принадлежащих железной дороге. Широко применяются ГИС и в арктических морях, например для моделирования автономного плавания ледоколов по линии Мурманск-Дудинка-Норильск.
Использование ГИС на железных дорогах позволяет решать задачи построения плана и профиля пути |