Многие фирмы больше надежд возлагают на успех размещения акций, чем на достижение стабильной прибыли
Многие фирмы больше надежд возлагают на успех первичного размещения акций (initial public offering — IPO) и на тот урожай, который успеют собрать на этом инвесторы и сотрудники компании, чем на привлечение клиентов, выпуск хороших товаров и соответственно на достижение долговременной и стабильной прибыли.
Но в конечном итоге все это опять-таки бумерангом ударит компании прямо по... впрочем, сами знаете чему.
К сожалению, пострадают от подобной авантюры скорее всего не основатели фирмы и не первые инвесторы, а частные лица, которые приобретут акции, поверив настойчивой рекламе.
Все это очень печально. Не заметно, чтобы какая-нибудь из властных структур заботилась о защите интересов небольших инвесторов. Чтобы игроки на рынке могли мыслить реальными категориями, представителям фондовых бирж не мешало бы ограничить права Internet-компаний, желающих акционироваться.
Самые суровые меры необходимо применять к компаниям, нарушающим биржевые правила, — независимо от того, сделано это намеренно или нет.
Возьмем, к примеру, недавнее сообщение, в котором отмечалось, что директор компании Hongkong. com Питер Хэмилтон нарушил правила, регулирующие возможность покупки акций в зависимости от объявленных компанией текущих квартальных финансовых показателей.
В то время как представители биржи не хотят или не могут упорядочить процесс, рынок готов решать эту задачу самостоятельно. Подтверждением тому явились последние события на фондовом рынке.
Поутихшее желание рынка поднимать котировки акций Internet-фирм до заоблачных высот — хороший знак. Подобные примеры вселяют оптимизм, а непрерывное саморегулирование рынка помогает отделить зерна от плевел. По крайней мере, инвесторам приходится, вкладывая деньги в компании, вести себя осторожнее.
Компания ColbyNet объявила о намерении отказаться от первичного размещения акций. Вас это удивляет? Тогда загляните на Web-сайт начинающей компании. Вы не найдете там что-либо, хотя бы отдаленно напоминающее продукт или услугу |
Некоторые фирмы уже решили отложить акционирование.
Компания ColbyNet, к примеру, объявила о намерении отказаться от первичного размещения акций. Такое решение было принято на основе всестороннего анализа текущей ситуации, который показал, что в последнее время ажиотаж вокруг акций Internet-компаний заметно поутих. Зачастую акционирование поставщика Internet-услуг на данном этапе — не более чем циничная игра на сиюминутных настроениях рынка. Естественно, цена акций после начала их продаж неминуемо должна упасть.
Вас это удивляет? Тогда загляните на Web-сайт начинающей компании. Если найдете там что-то, хотя бы отдаленно напоминающее продукт или услугу, черкните мне электронное письмо. Я долго наблюдал за всем этим, но не обнаружил ничего, кроме мыльных маркетинговых пузырей.
ColbyNet отодвинула срок выпуска своих акций. Что ж, будем надеяться, что ей удастся предложить потенциальным клиентам действительно что-то стоящее.
Тем временем мне хотелось бы вернуться к тому, с чего я начал. Волнуют ли сегодня кого-либо нужды клиентов? Или суть новой экономики исключительно в том, чтобы набить карманы основателей и первых инвесторов компаний, грамотно сыграв на ажиотаже вокруг акционирования?
Сегодня все усилия направлены на то, чтобы как можно быстрее всучить акции потенциальным инвесторам. Причем известные компании не являются в этом смысле исключением. Возьмем, к примеру, Cisco Systems. Корпорация уже запустила серию телевизионных рекламных роликов с улыбчивыми детьми, вопрошающими: «А вы готовы?»
Да, конечно. Но готовы к чему? Готовы вкладывать деньги в акции Cisco? Или готовы купить новый маршрутизатор, на который лично я уже положил глаз?
А может быть, хватит?
Зачастую вся рекламная кампания направлена лишь на то, чтобы привлечь деньги еще до первичного размещения акций. Если так, ничего из этого не получится. Как только акции поступят в продажу, их цена начнет стремительно падать.
Пора вернуться к чертежной доске.
Лично я, создавая компанию, не стал бы тратить деньги на широкомасштабную рекламную акцию. Гораздо лучше заняться разработкой конкурентоспособных товаров и формированием сервисной службы, способной удовлетворить нужды клиентов.
То же самое можно сказать и о любых товарах или услугах, которые я согласился бы купить. Я должен быть уверен в том, что деятельность компании, продукцию которой я покупаю, будет отвечать моим запросам. А стремительный рост котировок акций той или иной фирмы меня совершенно не волнует.