Они превратятся лишь в один из компонентов более сложной системы
Традиционная схема планирования ресурсов предприятий уходит в прошлое; появляется новая модель — так называемая совместная коммерция (collaborative commerce, или c-commerce). Об этом заявил Найгель Ранер, вице-президент GartnerGroup, выступая в начале апреля во Флоренции на организованном этой исследовательской компанией симпозиуме Spring Symposium.
До сих пор системы планирования ресурсов предприятия (enterprise resource planning — ERP) были своеобразным центром вселенной автоматизации бизнес-процессов, вокруг которого существовали системы управления взаимодействием с заказчиками (customer relationship management — CRM) и системы управления логистическими цепочками (supply chain management — SCM). Однако к концу 2004 года, с появлением нового, электронного рыночного пространства, SCM и CRM избавятся от своей подчиненной роли и будут выступать на равных с ERP.
«К 2004 году системы планирования ресурсов предприятия будут содержать не более 40% всех приложений компании», — утверждает Райнер, отмечая, что «чистые» ERP-пакеты превратятся всего лишь в один из компонентов более крупной и более сложной системы, охватывающей сразу многие предприятия.
В традиционной модели бизнеса, где системе планирования ресурсов предприятия отводилась центральная роль, основной упор делается на продуктивность пользователей. Так было до сих пор. Однако отныне будет создаваться более подвижный, интерактивный рынок, где компании могут взаимодействовать с сотрудниками, потребителями, акционерами, каналами продаж и поставщиками в рамках глобальной информационной среды.
По мнению Райнера, такая эволюция создает новые трудности для производителей систем планирования ресурсов предприятий, которые будут двигаться в двух различных направлениях.
Одни производители будут предлагать программное обеспечение для решения проблем, возникающих на новом интерактивном рынке, другие — реализовывать различные фрагменты систем ERP, SCM и CRM, которые компании будут связывать вместе в систему совместной коммерции, или же поставлять объединяющую программную архитектуру.
«Производители ERP-систем сосредоточатся или на компонентах, или на оболочке совместной коммерции», — считает Райнер. Ключом к успеху в случае выбора первого направления станет завоевание лидирующих позиций, в то время как производителям, предпочитающим создавать оболочки для систем совместной коммерции, нужно стремиться к положению лидеров в области технологических стандартов.