Компания «Открытые технологии» провела недалеко от Венеции конференцию для своих клиентов
Internet вызвал лавинообразное усиление требований к развитию информационных инфраструктур. Сергей Калин, глава компании «Открытые технологии» |
Тем не менее главные причины преобразований остаются прежними: автоматизация рутинных бизнес-процессов, рост объемов обработки данных, устаревание парка оборудования и изменение географии предприятия.
Такими словами президент компании-интегратора «Открытые технологии» Сергей Калин открыл почти одноименную конференцию «Открытые технологии ?2000», собравшую недалеко от Венеции более 100 ведущих ИТ-специалистов из организаций — клиентов компании со всей России.
Повышенного спроса на ИТ в «Открытых технологиях» ожидают со стороны Internet-провайдеров, операторов доступа и услуг связи, а также зарождающегося класса провайдеров приложений (ASP — application service provider), который в основном формируется на технической основе вычислительных центров коллективного пользования и центров обработки данных.
Ключевые слова информатизации на современном этапе — масштабируемость и безопасность. Масштабируемость «отвечает» за экономическую сторону дела — поэтапное развертывание информационных систем по мере роста потребностей в вычислительных и коммуникационных ресурсах, минимизацию затрат при удовлетворении технологических потребностей, защищенность инвестиций.
Понятие безопасности следует рассматривать как нечто большее, чем гарантии конфиденциальности и целостности обрабатываемой информации. В общем случае безопасность информационной системы крупного предприятия или ведомства — это целый комплекс превентивных мер, направленных на устойчивую и бесперебойную работу критически важных приложений, вне зависимости от характера возможных деструктивных факторов.
Технический директор «Открытых технологий» Валерий Булушев заметил, что все большую роль в оценке пригодности информационной системы для обслуживания предприятия играет временной фактор, ибо задержка в принятии решения может заметно сказаться на финансовых результатах деятельности. Критически значимой характеристикой является показатель уровня доступа к информации. Высший уровень доступа называется 4A (access by Anyone, from Anywhere, at Any time, on and to Anything), что означает доступ для всех, в любое время и отовсюду.
Тематика конференции включала в себя два основных раздела: высоконадежные решения для центров обработки и хранения данных и решения для обеспечения требуемых уровней обслуживания в корпоративных сетевых средах. В последнее время с ростом интереса к мультисервисным сетям специализированные СМИ в избытке уделяют внимание проблеме QoS (quality of service), поэтому более подробно остановлюсь на решениях для центров хранения.
«Открытые технологии» уже второй год удерживают лидирующие позиции в России по поставкам продукции Sun Microsystems. Закономерно, что на конференции для заказчиков специалисты компании предлагали к рассмотрению технологии своего ведущего поставщика. Впрочем, к работе конференции были приглашены представители конкурирующих производителей, в частности Hewlett-Packard, и заказчики имели возможность общаться и с ними, чтобы получить более объективную и разностороннюю информацию по сути вопроса.
И все же доминирующую роль в конференции сыграла Sun, что подтверждается личным участием в ее работе главы московского представительства компании Сергея Тарасова, который изложил корпоративное видение глобальных перспектив развития ИТ в виде десяти «заповедей». По его словам, «реальное движение вперед сейчас происходит не в компьютерных технологиях, а в линиях связи (производительность их удваивается каждые 4-6 месяцев), и этот технологический слой является главным фактором прогресса». Некоторые из остальных лозунгов Sun: «Сеть — это компьютер», «Суперкомпьютер на рабочем столе — неперспективно», «Не покупайте ПО, не платите налоги на владение, а берите его в аренду в Сети» и, наконец, «Перестаньте бороться с компьютером — ставьте Unix» — хорошо известны, хотя, быть может, для России не одинаково актуальны. Вероятно, Тарасов сознательно опередил локомотив истории, чтобы подчеркнуть значимость компании. Так или иначе, присутствующим, судя по реакции, его доклад был интересен.
Задача обеспечения уровня доступа систем, соответствующего показателю 4А, имеет три составляющих, которые представители «Открытых технологий» обозначили как отказоустойчивость, доступность и обслуживаемость. Вкратце, отказоустойчивость — это возможность предоставления услуг, несмотря на отказ; доступность — гарантируемая возможность получить требуемую информационную услугу за приемлемое время; обслуживаемость — обеспечение быстрого восстановления после сбоев системы.
Необходимым инструментарием для решения перечисленного круга задач являются резервные каналы связи и зеркальные серверы, технологии непрерывного копирования данных, централизованного управления системой хранения и сетевыми ресурсами. Поставщиками высоконадежных решений, предлагаемых «Открытыми технологиями», помимо Sun, являются Veritas Software (ПО управления резервным копированием, иерархическим хранением данных на дисках, в томах, стримерных накопителях и других носителях информации), Cabletron (платформа сетевого управления Spectrum), Remedy (ПО для построения автоматической системы многоуровневой технической поддержки), BMC Software (Patrol — программная надстройка над сетевыми платформами, средство управления серверами и приложениями). Перечень технологий и продуктов отнюдь не полный, но дает общее представление о сложности задачи при серьезном к ней подходе.
Главное действующее лицо среди производителей — компания Sun проявила активность во многих направлениях. Большой интерес и множество вопросов вызвал, к примеру, доклад о технологии Hot Desk, ставшей продолжением идеологии тонкого клиента.
Несмотря на безусловную привлекательность подобных решений, в Sun все же осторожно характеризуют их как «сопутствующие». Основным же приоритетом остается «тяжелое» оборудование (серверы семейства Enterprise, дисковые массивы для систем принятия решений StorEdge на основе технологии Fiber Channel, кластерные решения серии HPC, обеспечивающие доступность не менее 99,95%, системы для приложений непрерывного действия с показателем готовности более 99,999% семейства Netra) и ОС Solaris.
«На этих направлениях мы будем биться до конца», — заявил один из представителей компании.