Анатолий Шкред, директор издательства «Открытые системы», основатель и руководитель проектов osp.ru, file.ru, bolero.ru. С ним можно связаться по электронной почте по адресу anatoli@shkred.ru |
Иллюзия скорого счастья повлияла на органы зрения, в результате чего у многих появилось удивительное заболевание — при виде обозначающих стоимость проекта цифр с правой стороны начали появляться дополнительные нули.
Как следствие болезни, поразившей отечественное Internet-сообщество, все проекты здесь начали измеряться миллионами долларов. Сумма меньше одного миллиона вызывает уже не смех, а жалость и сочувствие.
Стада инвесторов ходят от одного Internet-проекта к другому. Движение это синхронизировано настолько четко, что, как только очередной «денежный мешок» покидает владельца ресурса, в дверях появляется следующий. Все действо сопровождается монотонным болеро Равеля, исполняемым долларовыми купюрами, шуршащими в руках потенциальных партнеров.
В окружении не вполне здоровых владельцев ресурсов и некоторых слегка неадекватно воспринимающих действительность финансовых инвесторов решать задачу оценки инвестиционной привлекательности Internet-проекта нелегко. Тем не менее рискну предложить достаточно простой метод. Отмечу, что метод этот был опробован на уже совершенных сделках и дал точные результаты.
Начнем с очевидной гипотезы. В Internet реклама показывается изображениями прямоугольной формы — баннерами. Баннеры обычно продаются и покупаются тысячами. Тысяча показов баннеров — своего рода мелкая разменная единица рекламных кампаний. По-видимому, наличие у этой единицы трех дополнительных нулей и повлияло на зрение многих Internet-бизнесменов. Эти баннеры ПОКАЗЫВАЮТСЯ в Сети. Миллионы долларов, которые фигурируют в оценке многих проектов, тоже своего рода баннеры, поскольку они только показываются. На них ничего нельзя купить, но их можно показать, рассказать о них в прессе и т. д. Как соотносятся эти «показываемые миллионы долларов» с реальными условными единицами зеленых североамериканских долларов? Установка курса для пересчета одних в другие и даст решение нашей проблемы.
Продолжим аналогию с баннерами. Опуская детали (они найдут отражение в будущей монографии автора), обратимся к мировому опыту. Подобно тому как в свое время был внедрен на NYSE индекс Доу — Джонса, возьмем 20 наиболее развитых Internet-ресурсов и вычислим среднее арифметическое стоимости 1000 показов баннеров на них. Вслед за профессионалами назовем его Internet-индексом Шкреда (IIS). Эта величина переменная и на момент публикации равна примерно 10 долл. за 1000 показов (величина эта округлена для простоты последующих расчетов, желающие могут вычислить ее сами). Именно это соотношение 10:1000 и есть искомый курс. Теперь, как только вы встречаете упоминание в прессе или где-то еще, что Internet-проект оценен в 6 млн., это означает, что его реальная цена — за которую он был куплен — составляет 60 тыс. североамериканских долларов. Если вам заявляют, что некая рекламная кампания в Internet стоит 2 млн., это надо понимать так, что на нее реально потратят около 20 тыс. долл. Если вам будут доказывать, что ежедневно на сайте совершается сделок на 1 млн., вы можете моментально вычислить реальную сумму. Правильно, 10 тыс. долл.
Дальнейшее изучение глубокой фундаментальной связи между баннерами и миллионами Internet-долларов дает и другие фантастически точные и полезные результаты. Вот лишь один. Вспомним о существовании вторичного рынка рекламных баннеров; в нем участвуют не только аутсайдеры — на нем продаются и баннеры на сайтах из нашего списка. Правда, вторичный рынок иногда могут называть по-другому, например: продажа через уполномоченные агентства, скидки за объем и проч. Оценим среднюю цену покупки на вторичном рынке все той же тысячью показов баннеров. Как ни парадоксально, эта величина отличается еще на порядок, то есть реальная стоимость тысячи показов составляет один настоящий доллар.
Это отношение 1:1000, получившее название технологического Internet-индекса Шкреда (tIIS), определяет, как соотносится объем реальных средств, вложенных в технологическую реализацию проекта, с заявленной стоимостью его продажи. Сюда входит зарплата команды программистов, размещение ресурса в Сети, цена справочника по языку разметки HTML и другие очень важные вещи (деньги, потраченные на пиво, выпитое во время разработки, не учитываются). Разница между реальной стоимостью ресурса и потраченными для его производства средствами и есть величина капитализации. По сути, это оценка «брэнда» — торговой марки, стоящей за проектом компании, и ее положения на рынке. Сюда же входят жадность владельца ресурса и глупость инвестора.
Надеюсь, предложенная методика найдет применение у финансистов для оценки стоимости проекта и у разработчиков — для понимания объема необходимых затрат на создание ресурса.