Это превосходные продавцы собственных идей — те, кто планирует успех проектов электронной коммерции. Своим опытом делится Скотт Бэнистер.

Перед планированием и осуществлением проекта в области электронной коммерции необходима идея. Многие из таких идей рождаются в головах стратегов электронной коммерции — тех, кто умеет ориентироваться в «царстве возможностей».

Традиционным компаниям стратеги электронной коммерции помогают разрабатывать и осуществлять бизнес-планы освоения Internet. Но больше всего специалистов этого профиля работает в начинающих Internet-предприятиях и фирмах, являющихся операторами порталов.

Стратег электронной коммерции — должность высокого ранга. Эти специалисты очень важны для предприятия; обычно они работают бок о бок с главным технологом, а зачастую — и с генеральным директором.

Читая резюме Скотта Бэнистера, хочется воскликнуть: неплохо для человека, бросившего колледж! Он успел основать две Internet-компании и продать одну из них Microsoft. В настоящее время работает в исследовательско-инвестиционной фирме Idealab, помогает открывать новые фирмы.

24-летний Бэнистер — стратег электронной коммерции высшего класса. Он постоянно генерирует новые идеи, разъясняет их и следит за осуществлением.

Еще в старших классах школы Бэнистер заработал себе репутацию знатока компьютерных технологий. По собственному признанию, своим успехом обязан везению и стечению обстоятельств. В 1994 году он окончил Университет штата Иллинойс (где был создан браузер Mosaic, ныне Netscape) с ученой степенью в информатике.

В то время Билл Гейтс начинал превращать ПК в устройство повседневного применения. Бэнистер был потрясен таившимся в Internet маркетинговым потенциалом.

Когда в Web появились десятки поисковых механизмов, у Бэнистера родилась его первая идея. Как помочь розничным торговцам распространять информацию о себе в Web с применением поисковых механизмов?

Со своими друзьями по колледжу Бэнистер разработал универсальный, действующий по принципу самообслуживания Web-реестр, который размещал сведения о розничных торговцах на ведущих поисковых системах. Ребята назвали службу ListServe, разместили ее в Web и продолжили исследования.

Службой начали пользоваться малые и средние предприятия. Со временем ListServe завоевала популярность; разработчики расширили ее возможности, добавив средство управления списками рассылки ListBot, и переименовали свою компанию в SubmitIt/ListBot. Через какое-то время она объединилась со службой обмена баннерами LinkExchange. Объединенная фирма привлекла внимание Microsoft, нуждавшейся в универсальной Web-службе электронной коммерции для малых и средних предприятий, которые в то время составляли целевой рынок компании. В декабре 1998 Microsoft приобрела объединенную фирму и открыла доступ к ее службам на Web-узле развития и поддержки электронной коммерции под названием bCentral.

Разыскиваются светлые головы

В течение какого-то времени Бэнистер манипулировал с инвестициями в различные начинающие Internet-компании. Затем к нему обратился Билл Гросс, который разыскивал специалиста, способного «изобретать» новые Internet-предприятия и помогать в их создании.

И теперь Бэнистер занимается тем, что генерирует идеи в области электронной коммерции, а затем определяет наилучший способ их реализации. В своих изысканиях Бэнистеру необходимо постоянно опережать развитие электронной коммерции. Он проводит много времени, анализируя с точки зрения клиента различные Internet-предприятия, пытаясь разобраться, какие модели работают, какие нет, а какие можно было бы улучшить.

Одним из его первых проектов в Idealab стала образованная в марте нынешнего года shopmarket.com, которая является чем-то средним между электронным аукционом и розничным магазином. «Идея пришла мне в голову, когда я понял, что eBay, будучи отличным открытым рынком, основанным на принципе аукциона, малоэффективен для тех, кому требуется, например, просто купить подержанный DVD с ?Титаником? и кто вынужден долго гоняться за желаемым товаром, упуская его на одном аукционе eBay и пытаясь выловить на другом, — объясняет Бэнистер. — Так родилась идея системы, подобной фондовой бирже, где продавцы могут предлагать любые продукты, объявляя стартовые цены, а посетители имеют возможность выбора — начинать торги или сразу приобрести товар по начальной цене».

Затем Бэнистер разработал маркетинговый план, учитывающий, на какие сегменты клиентуры ориентироваться на различных этапах осуществления проекта, как наиболее эффективно привлекать внимание посетителей к узлу и удерживать клиентов, а также как реализовать возможность перекрестного обмена клиентами с другими 20 электронными предприятиями, созданными Idealabs.

Хотя Бэнистер имеет трехлетний опыт программирования (в основном написания сценариев на Perl и CGI, а также создания HTML-кода), наиболее ценный его навык — преобразование технических возможностей Web в конкретные маркетинговые планы.

Он говорит об этом практически постоянно: речь Бэнистера изобилует фразами типа «такую возможность дает Internet».


Персона: Скотт Бэнистер
Компания: Idealab
Должность: стратег электронной коммерции
Предыдущая должность: основатель и директор начинающего предприятия в сфере электронной коммерции
Вышестоящие лица: генеральный директор, директор по операциям
Навыки, требующиеся в работе: практические знания Internet-архитектуры, протоколов, языков; способность преобразовывать возможности Internet в современные электронные маркетинговые стратегии и контролировать проекты на этапах разработки и осуществления


Только факты

Описание работы: стратег электронной коммерции контролирует реализацию идей в области электронной коммерции и следит за тенденциями ее развития. Эта работа сама по себе не требует особых технических навыков, но она невозможна без опыта разработки Internet-проектов и практических знаний Internet-технологий
Движущие силы: экономика Internet идет вперед семимильными шагами. Стратег электронной коммерции должен всегда на шаг опережать ее развитие
Возможности развития карьеры: главный исполнительный директор, основатель начинающего Web-предприятия
Заработок: от 85 до 200 тыс. долл. в год, плюс, как правило, процент от доходов предприятия. Размер жалования сопоставим с окладами остальных членов руководства и широко варьируется от компании к компании