Сегодня ажиотаж вокруг проектов по внедрению систем ERP заметно снизился, да и прибыли большинства их производителей практически не растут, тем не менее эта технология сохраняет большой потенциал и способна сыграть важную роль в условиях новой экономики, развитие которой определяет Internet.
Таково, по крайней мере, мнение виртуального совета специалистов, созданного под эгидой ebizChronicle.com — Web-сайта, ориентированного на «компании, работающие в области электронного бизнеса» и предназначенного для тех, кто отвечает за реализацию стратегии электронного бизнеса на своем предприятии. В серии опубликованных на сайте статей консультанты и представители компаний-производителей традиционных систем ERP обсуждают проблемы, с которыми могут столкнуться создатели ERP-систем и их клиенты.
Internet открывает новые возможности взаимодействия и ведения бизнеса для поставщиков, производителей, компаний розничной торговли и потребителей. Но успешный рост новой Internet-экономики не означает, что системы ERP потеряют свою актуальность, по крайней мере для тех пользователей и разработчиков, которые рассматривают Сеть как средство расширения корпоративных систем.
В середине 90-х наиболее активны на рынке систем ERP были такие компании, как SAP, Oracle, Baan, PeopleSoft и J.D. Edwards. Они способствовали становлению многомиллиардного рынка ERP-технологий. Эти технологии автоматизировали и связывали разрозненные подразделения корпораций, занимающиеся такими вопросами, как управление кадрами, производственные процессы, финансовое планирование и обслуживание складов. Эта деятельность стимулировали волну инициатив по реорганизации бизнес-процессов (BPR — business process re-engineering), ставших особенно популярными в середине последнего десятилетия.
«Но с 1998 года отрасль ERP начала чахнуть, а ее оборот постепенно стал спадать. Основные причины этого — Internet-революция и та невообразимая скорость, с которой электронный бизнес начинает менять методы ведения дел», — заметил Сарвар Кашмери, издатель и генеральный директор ebizChronicle, предваряя серию публикаций, посвященных системам ERP.
По мнению Кашмери, основной недостаток систем планирования ресурсов предприятия 90-х — их направленность на внутрикорпоративные процессы. В действительности многих специалистов по-прежнему интересуют такие системы — успех компании SAP, к примеру, и сегодня обусловлен ERP-манией, распространившейся в последнее десятилетие.
Но даже руководители производителей систем ERP, таких как SAP, знают (и допускают, по крайней мере в частных беседах), что новые фирмы типа Ariba, которые специализируются на создании в Internet инфраструктуры для поддержки транзакций business-to-business, смогли утвердиться в Web-экономике именно благодаря тому, что Internet позволяет устранить традиционные барьеры между производителями.
Однако это не значит, что повышение эффективности внутреннего функционирования предприятий, которое становится возможным за счет применения систем планирования ресурсов предприятия, больше не имеет значения.
Для большинства компаний продуманная реализация системы ERP сейчас важна как никогда. Такую точку зрения отстаивают на страницах ebizChronicle Майкл Херцог, управляющий директор e-Integration Solutions и Остин Невилль, управляющий директор направления Oracle Solutions for the Americas компании KPMG Consulting.
В итоге они отмечают: «Если вы выходите в Web и при этом не можете сообщить вашим клиентам, есть ли у вас определенный продукт и когда вы можете его доставить, скорее всего, вы потеряете заказ».
Большинство участников виртуального совета экспертов ebizChronicle согласны с этим тезисом. Прежде чем выходить в Internet и налаживать на новом уровне постоянные связи с поставщиками и заказчиками, надо навести порядок внутри компании.
«Что касается IBM, то здесь система планирования ресурсов предприятия для электронного бизнеса разрушила традиционный менталитет и обеспечила единое представление о клиенте через общие бизнес-процессы, процедуры и данные», — считает Джек Вагнер, один из руководителей подразделения Global ERP Solutions корпорации IBM.
Internet, благодаря своей возможности снижать затраты на коммуникации между компаниями, фактически заставит производителей и интеграторов, внедряющих системы ERP, лучше обслуживать своих клиентов, вне зависимости от того, на взаимодействия business-to-business или business-to-consumer — они ориентированы.
В прошлом производители систем ERP пытались добиться лояльности пользователей к своему программному обеспечению за счет развертывания собственных, внутренних систем, которые трудно было связывать с программным обеспечением независимых разработчиков.
По мнению президента компании SAP America Криса Ларсена, механизмы, подобные языку XML, например, в том виде, в каком они воплощены в Microsoft BizTalk, — вот основные технологии, которые традиционные производители систем ERP могут использовать для интеграции своих продуктов в новые модели бизнеса, складывающиеся в Internet-экономике.
Если оценивать развитие систем ERP в 90-х годах с позиций сегодняшнего дня, то нужно признать, что это лишь очередной этап развития, которое началось десятью годами раньше, с появления систем планирования материальных ресурсов (MRP — material requirements planning) — «теперь уже забытого предшественника ERP», как их назвал Луи Анкелесс, директор по маркетингу приложений корпорации Oracle.
Причиной создания MRP стала потребность связать производственные и обрабатывающие функции, а системы ERP перенесли автоматизацию управления на следующий уровень, обеспечивающий интеграцию с остальной частью предприятия. Теперь, после реализованной попытки связать вместе внутренние механизмы, компании ставят перед собой следующую цель — связь с заказчиками, бизнес-партнерами и иными внешними процессами.
«Все этапы развития корпоративного программного обеспечения, по существу, прошли под знаком достижения максимальной эффективности и преимуществ перед конкурентами, — заметил Анкелесс. — Это было верно для MRP, верно для ERP и столь же верно для новейшей инкарнации корпоративного программного обеспечения — пакетов электронного бизнеса».
Знакомясь с заявлениями об эффективности, которой позволяют добиться системы ERP внутри организации, не стоит забывать о миллионах долларов, которые зачастую требуются на внедрение таких систем. И тем не менее системы планирования ресурсов предприятия в Internet-экономике могут стать основой эффективных коммуникаций с заказчиками и партнерами по бизнесу.