Эффект мегабирж на рынке может привести к негативным последствиям для потребителей
Идея создания электронных товарных бирж заставляет объединиться даже ярых соперников и обещает изменить расстановку сил на ряде вертикальных рынков.
Своего рода «первооткрывателем» стала отрасль персональных компьютеров, где 12 ведущих производителей, в том числе Hewlett-Packard, Compaq Computer, Gateway 2000 и NEC, намерены создать СП, которое будет заниматься решением проблем, препятствующих созданию эффективной цепочки поставок. Каждая из них намерена инвестировать в предприятие, которое будет организовано в течение ближайших трех месяцев и еще даже не получило названия, по 5 млн. долл.
Следующим на этот путь вступит гостиничный бизнес, где две крупнейших корпорации — Marriott и Hyatt также намерены организовать совместное предприятие уже в этом году.
Кроме того, Oracle, а также Encore Venture Partners и пять домостроительных компаний объявили об организации в третьем квартале этого года совместного предприятия HomebuildersXchange, которое будет заниматься поддержкой системы электронной коммерции business-to-business.
В конечном итоге на рынке недвижимости, который сейчас развивается весьма хаотично, будет создана компания Project Constellation, которая объединит в себе 11 крупных организаций и будет действовать одновременно как электронная товарная биржа и Internet-инкубатор.
Итак, в поразительно высоком темпе конкурировавшие прежде компании организуют электронные товарные биржи (компаниям, работающим в отрасли ПК, на это хватило всего трех недель). Но что знаменует собой тенденция, в соответствии с которой мощные, стабильные корпорации создают предприятия не для собственных нужд, а для обслуживания рынка в целом?
«Действительно, группа без сомнения солидных компаний объединилась с тем, чтобы создать электронную биржу товарной биржи, — считает Ричард Вилларс, аналитик International Data Corp. — Хотя теоретически они действуют во благо всей отрасли, пока большой вопрос, чьи же интересы они в действительности отстаивают».
Вилларс скептически относится к будущему товарных бирж, принимая во внимание имеющееся изобилие и трудность конкуренции на рынке, где все игроки достигают одного и того же уровня эффективности. Но, что более важно, эффект мегабирж на рынке может привести к негативным последствиям для потребителей.
Вот почему Project Constellation не ограничивает свою деятельность только биржевыми операциями, а намерена работать на рынке инвестиций, оказывая поддержку небольшим новым фирмам. Объединившись буквально в течение двух месяцев, компании хотят получить максимальный контроль над формированием Internet-рынка.
«Мы хотим, чтобы компании, действующие на рынке недвижимости и имеющие перспективные планы развития, в первую очередь обращались к нам в поисках финансирования, — заявил Хамид Могхадам, генеральный директор и председатель совета директоров компании AMB Property, одного из учредителей Project Constellation. — Мы хотим играть ведущую роль в утверждении стандартов отрасли».
Поскольку контроль над рынком — одна из причин, по которым HP и Compaq решили создать свою биржу, тот факт, что Dell не вошла в состав основателей нового предприятия — не случайность. HP, Compaq и ряд других компьютерных компаний в течение многих лет соперничают с Dell по уровню эффективности цепочки поставок.
В то же время IBM воздержалась от того, чтобы войти в состав совместного предприятия, организуемого ее конкурентами, предпочтя вместо этого создать свою собственную биржу с компаниями Ariba и i2 Technologies.
«Никто никого не отвергает, но это решение нескольких потенциальных участников, — отметила Карлтон Фьорина, генеральный директор Hewlett-Packard. — Мы готовы предложить принять участие в нашем СП и другим компаниям».
Аналитики ожидают ряда серьезных потрясений на рынке товарных бирж, и пока не понятно, насколько успешно удастся участникам отрасли сформировать эффективный интерактивный рынок. Так или иначе, компании демонстрируют исключительную активность в реализации своих стратегий, даже если при этом им приходится объединяться с конкурентами.