В этой пьесе еще не сыграно и половины?

Джоэл Клейн: «Наши предложения направлены на то, чтобы никто не мог решать за клиентов, что для них лучше всего»

Как известно, 28 апреля министерство юстиции США предложило судьям, рассматривающим иск против Microsoft, потребовать разделения корпорации на две независимые компании.

Согласно предложению минюста, из двух компаний, на которые будет разделена Microsoft, одна должна взять на себя производство ОС Windows, другая — приложений, в том числе Office и Internet Explorer. В течение некоторого времени после разделения компании сохранят права на интеллектуальную собственность друг друга, однако им будет запрещено работать совместно.

Что касается ограничений, то они должны относиться к характеру деятельности компаний на рынке и послужить компенсацией за противозаконные действия тем, кто не сможет получить таковую обычным судебным порядком.

Если судья Томас Пенфилд Джексон, руководящий разбирательством, примет решение о разделении корпорации, другие иски против корпорации окажутся недействительными.

Те, кто

Два года назад министерство юстиции США, генеральные прокуроры 19 штатов и власти округа Колумбия предъявили Microsoft обвинение в нарушении антимонопольных законов государства. К последнему предложению минюста присоединились 17 штатов, а еще два решили действовать независимо.

В ходе исторического судебного процесса представители истца сумели доказать, что Microsoft «привязывает» свой браузер к Windows. В итоге браузер получает несправедливое преимущество на рынке, так как на большинстве компьютеров в мире установлены именно операционные системы Windows. Представители обвинения указали также и на ряд других нарушений антимонопольного законодательства.

Предложенные ограничения на деятельность корпорации должны войти в силу спустя 30 дней после того, как судья Джексон объявит о них. Они будут действовать на протяжении трех лет. Решение о разделении будет иметь силу в течение десяти лет. Генеральные прокуроры штатов Огайо и Иллинойс выступили с собственным предложением, предусматривающим еще большие сроки, дабы гарантировать, что Microsoft не сможет возобновить свою антиконкурентную деятельность.

«Наши предложения направлены на то, чтобы ни правительство своей тяжелой рукой, ни какой-либо монополист не могли решать за клиентов, что для них лучше всего, — предупредил помощник Генерального прокурора США Джоэл Клейн. — Напротив, покупатели смогут выбирать продукты, лучше всего соответствующие их требованиям, разнообразие которых будет обеспечиваться свободой и наличием конкуренции на рынке. В этом наша цель, и именно для этого и создавались антимонопольные законы США».

Клейн напомнил, что состоявшееся почти два десятилетия назад разделение корпорации AT&T укрепило телекоммуникационную отрасль США, «стимулировало внедрение инновационных разработок, развитие Internet, способствовало созданию широчайшего набора продуктов и услуг и привело к существенному снижению цен». Клейн выразил уверенность, что разделение Microsoft окажет такое же долгосрочное воздействие на рынок операционных систем и будет способствовать появлению передовых продуктов на рынке программного обеспечения в целом. Он также поделился своей убежденностью, что такие меры могут послужить стимулом для переноса пакета приложений Microsoft Office на другие операционные системы, что в конечном итоге, пойдет на пользу потребителям. Office поддерживается операционными системами компьютеров Apple Macintosh (Microsoft входит в число инвесторов Apple). Однако до сих пор не существует версий для Unix или Linux.

Те, против кого

В Microsoft намерены сопротивляться любым попыткам разделения.

После оглашения предложения правительства председатель совета директоров Microsoft Билл Гейтс сделал заявление, которое было обнародовано в видеозаписи. Он заявил, что «эти меры подействуют на высокотехнологичную отрасль как ледяной душ. В таких условиях Microsoft не сможет развивать Windows. Можно без труда предположить, что корпорация окажется не в состоянии предложить качественное программное обеспечение нового поколения». Продолжая его мысль, президент и генеральный директор корпорации Стив Балмер заявил: «Попытки правительства регулировать деятельность Microsoft создают угрозу нашей способности работать на благо наших клиентов». Балмер назвал предложенные меры «драконовскими» и сообщил, что он «разочарован сверх всякой меры». Впрочем, Балмер полон решимости — и не побоялся открыто пообещать, что разделения не будет.

В свою очередь, Гейтс отметил, что Microsoft никогда бы не разработала Windows без согласованной деятельности с подразделениями, занимавшимися продуктами Office. «Решение разделить коллективы, работающие над Windows и Office, будет роковым для обоих», — предупредил глава Microsoft .

Корпорация намерена опротестовать решение. Вместе с тем судья Джексон заявил, что сам обратится в Верховный суд с просьбой заслушать заявление, поскольку процесс грозит растянуться на месяцы, если не годы. Если обращение будет направлено непосредственно в Верховый суд, это сократит время на прохождение судов более низкой инстанции и существенно приблизит развязку. Хотя Верховный Суд обычно не принимает к рассмотрению дел, не прошедших судов низшей инстанции, для обстоятельств, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, может быть сделано исключение, поскольку они обладают большой общественной значимостью.

Представители Microsoft заявили, что на подготовку ответного предложения им потребуется некоторое время. По графику, предложенному Джексоном, этот документ должен быть готов 10 мая. Так как график этот уже нарушен, правительство намерено ждать до 17 мая. В ответном предложении, возможно, найдут отражение шаги по исправлению монопольного положения, на которые готова пойти сама корпорация. Если Microsoft нарушит и этот срок, Джексон будет готов до 24 мая устных предложений. После этого будет вынесен окончательный вердикт по делу, основанный на результатах расследования.

Те, ради кого...

Несмотря на известную одиозность образа Microsoft, предложение суда нашло и сторонников, и противников.

Представители Ассоциации производителей программного обеспечения и информационных продуктов, из состава которой Microsoft в недавнем прошлом вышла, горячо приветствовали предложенные меры.

«Решение министерства юстиции — это путь к изобилию на компьютерном рынке», — уверен президент ассоциации Кен Уош. После разделения Microsoft в отрасли сложится нормальная конкурентная обстановка.

С другой стороны, сторонники Microsoft из Ассоциации за передовые технологии, вторя руководителям корпорации, предупреждают, что прогресс в отрасли может замедлиться.

«Я опасаюсь того, что предлагается. Это может просто убить отрасль, — говорит Джонатан Зак, президент Ассоциации за передовые технологии. — Это все равно что бороться с пробками на дорогах при помощи нейтронных бомб».

Впрочем, среди пользователей и аналитиков остается большая группа скептиков, или трезвомыслящих людей, которые испытывают глубокие сомнения по поводу самой возможности реализовать предложенные меры.

Ведущий аналитик International Data Corp. Дэн Кузнецки пояснил: «Не стоит забывать, что предложения, вызвавшие такую горячую полемику, — не более чем рекомендации для суда. Если они не понравятся Microsoft — а в этом можно не сомневаться — у нее остается возможность обратиться выше, в Верховный суд, и... Иными словами, в этой пьесе еще не сыграно и четверти актов».


Торжество монополии

Даже если в соответствии с планом минюста Microsoft будет разделена на несколько компаний, приложения и операционные системы, ими выпускаемые, по-прежнему сохранят лидерство на рынке

Компания A
Операционные системы для ПК и серверов, Windows NT/200038%
Операционные системы Windows для ПК87%
Компания B
Прикладные пакеты ПО для настольных систем и серверов94%
Источники: International Data Corp., PC Data

Запретить законом

Суть ограничений на деятельность Microsoft, изложенных в 17-страничном документе, состоит в следующем.

  • Microsoft запрещается предпринимать любые шаги или выступать с угрозами применения мер, противоречащих интересам OEM-производителей или любых производителей аппаратного и программного обеспечения, которые «хотят использовать, распространять, продвигать на рынке, лицензировать, разрабатывать, производить или продавать любой продукт или услугу, составляющие конкуренцию любым продуктам и услугам Microsoft»
  • Microsoft не может запрещать OEM-производителям при необходимости изменять последовательность загрузки, папки запуска (startup folder), эксперт связи с Internet, рабочий стол, пользовательские установки, страницу запуска, вид «первого экрана» или другие аспекты интерфейса Windows, в том числе последовательность регистрации, пиктограммы, интерфейсы пользователя и автоматический запуск продуктов, разработанных не Microsoft
  • Для того чтобы гарантировать следование мерам, служащим интересам независимых производителей, Microsoft должна создать защищенную службу, пользуясь которой представители производителей аппаратного и программного обеспечения могли бы «изучать продукты, получать ответы на вопросы, а также работать с необходимыми фрагментами исходного кода, а также соответствующей документацией Microsoft Platform Software». Это позволит производителям добиваться взаимодействия их продуктов с продуктами Microsoft
  • API-интерфейсы, иные интерфейсы, а также техническая информация должны предоставляться партнерам своевременно
  • Корпорации будет запрещено вносить в условия контракта приобретение или установку того или иного продукта или услуги, помимо основного продукта или услуги, что означает, что Microsoft не будет разрешено использовать лицензирование как способ продвижения продуктов, распространяемых независимо от Windows. Компания получит возможность объединять в комплект с операционной системой продукты, относящиеся к системному ПО, такие как браузеры, только при условии, что OEM-производителям будет предложена идентичная версия операционной системы, из которой те смогут изъять такого рода программное обеспечение. Расценки для независимых производителей и пользователей, пожелавших изъять системное ПО, должны быть ниже
  • Microsoft должна учредить специальную комиссию Compliance Committee, члены которой будут входить в совет директоров корпорации, причем хотя бы три члена комиссии не будут являться ее служащими. Комиссия должна будет нанять директора, отвечающего за выполнение требований антимонопольного законодательства и окончательных решений суда по данному делу. Кроме того, ему будет вменено в обязанность обеспечить сохранность всей электронной корреспонденции руководителей Microsoft, ее директоров и менеджеров, занятых в разработке программного обеспечения, маркетинге, продажах и отвечающих за взаимоотношения с разработчиками программных платформ
  • Microsoft запрещено делать что-либо, что заведомо является вмешательством или способно ухудшить работу конкурирующего системного программного обеспечения, не предупреждая его производителя о таком намерении
  • Корпорация должна будет разорвать соглашения с любыми производителями, которые согласились «ограничить разработку, производство, распространение, продвижение или использование, либо оплату» за конкурирующее программное обеспечение, или с теми, кто согласился ухудшить производительность любого конкурирующего ПО
  • Представители министерства юстиции и генеральные прокуроры штатов получают право проводить проверки всей отчетности Microsoft, опрашивать ее руководителей и сотрудников и запрашивать письменные отчеты для контроля соблюдения вышеуказанных норм
  • Корпорации предписывается предлагать единые правила лицензирования операционной системы Windows всем OEM-производителям. Впредь они должны иметь «равные права в отношении условий лицензирования; одинаковые скидки; одинаковую техническую, маркетинговую поддержку и поддержку продаж; равный доступ к информации о продуктах, технической информации, информации о планах компании; единый инструментарий разработчика и поддержку разработки; равноправную сертификацию аппаратного обеспечения; разрешение размещать торговые марки и логотипы»


Разбирательство

Последние несколько лет Microsoft переживала утомительную судебную тяжбу

Август 1996

Netscape обращается в министерство юстиции с требованием принять санкции против Microsoft, обвиняя последнюю в том, что она принуждает производителей использовать свой Web-браузер

Октябрь 1997

Sun обвиняет Microsoft в том, что та якобы нарушила условия лицензионного соглашения на язык Java.

Министерство юстиции обратилось в федеральный суд с жалобой на Microsoft и потребовало ежедневно взимать с корпорации штраф в размере 1 млн. долл. до тех пор, пока она не откажется от своего требования к производителям ПК — включать Internet Explorer в Windows 95

Декабрь 1997

Министерство юстиции назначает адвоката Дэвида Бойса, занимающегося вопросами антимонопольного права, консультантом по делу Microsoft

Май 1998

Sun требует в судебном порядке запретить Microsoft выпускать Windows 98, в которой, по утверждению представителей Sun, содержится версия Java, несовместимая со спецификацией самой Sun

Июнь 1998

Сенатор США Орин Хетч сообщил о намерении провести слушания юридического комитета сената с целью проверки обвинений Microsoft в антиконкурентной деятельности

Июль 1998

Министерство юстиции ходатайствует о принятии мер к тому, чтобы Билл Гейтс в течение двух дней дал свидетельские показания по делу Microsoft

Август 1998

Судья Томас Пенфилд Джексон выносит решение, обязывающее Microsoft предоставить минюсту исходные тексты Windows 95

Ноябрь-декабрь 1998

Выступающие в качестве свидетелей руководители Sun, Intel и Apple утверждают, что Microsoft раскалывает рынок ПО для Internet и наносит вред конкурентам

Октябрь 1999

Судья Джексон объявляет о результатах расследования, свидетельствующих о том, что действия Microsoft на рынке операционных систем для ПК носят монопольный характер

Апрель 2000

Судья Джексон выносит решение, в котором утверждается, что компания нарушила несколько пунктов федерального антимонопольного закона, а также соответствующие законы ряда штатов. Microsoft намерена подать апелляцию