Обработка платежных документов с помощью сканера повышает производительность труда
Сканер - новое оружие банкира в борьбе с издержками |
Сегодня они стараются вести свое офисное хозяйство куда рачительнее. И разработчики банковских технологий им всячески в этом помогают. Один из путей экономии — повышение производительности труда операционистов за счет обработки платежных документов с помощью сканера — стал главным предметом обсуждения на состоявшейся 24 марта небольшой конференции, которую организовали для представителей отделов автоматизации банков компания Abbyy Software и ее партнеры — разработчики банковских систем.
По оценкам заместителя директора по работе с клиентами компании «Кворум» Кирилла Кибалко, ввод платежных документов со сканера обходится почти в четыре раза дешевле ручного. При этом экономия достигается не только за счет увеличения производительности труда операционистов, но и благодаря более мягким требованиям к их квалификации. Андрей Шапошников, директор по маркетингу и продажам компании «ПрограмБанк», считает, что операции по вводу данных со сканера вполне под силу вчерашним школьницам. Снижение требований означает не только возможность найма персонала, труд которого недорог, но и хорошую взаимозаменяемость операционистов.
Впрочем, согласно оценкам «Кворума», еще дешевле (в 4,5 раза по сравнению с ручным вводом) обходится банкам ввод «платежек» по технологии банк-клиент. По мнению директора компании «Инверсия» Олега Кузьмина, экономия в данном случае достигается за счет сокращения ресурсов банка, необходимых для обслуживания клиентов: не требуется открывать новые филиалы, а следовательно, отпадает необходимость в аренде площадей для филиалов, создании дополнительной инфраструктуры, найме новых работников. Еще дешевле (в девять раз по сравнению с ручным вводом) обходится прием платежных документов через Internet. Это дешевле систем банк-клиент, поскольку для обслуживания клиентов через Internet не нужно создавать инфраструктуру для поддержки соединений точка-точка, сопровождать ПО на компьютерах удаленных клиентов и пр. Но трудности с шифрованием и отсутствие в России законодательной базы для применения электронной подписи препятствуют проведению банковских платежей на основе Internet-технологий.
Кроме того, имеются объективные и субъективные обстоятельства, сдерживающие расширение использования традиционных систем банк-клиент и их Internet-аналогов. С одной стороны, всем известна слабость российских коммуникаций; с другой, по мнению Кузьмина, сотрудники предприятий, совершающие поездки в банки для оплаты различных платежных поручений, крайне неохотно отказываются от традиционного способа «общения» с банком, поскольку существующее положение дел им попросту выгодно. Зачастую этим сотрудникам предприятие выделяет автомобиль и довольно большой интервал времени, что позволяет им не только съездить в банк и выполнить там служебные поручения, но и уладить множество личных дел.
В этом плане у ввода платежек посредством сканера есть определенное преимущество: сохранение традиционного способа общения с клиентами обеспечивает банку их лояльность, в то время как «насильственный» перевод на обслуживание по системе банк-клиент, скорее всего, приведет к обратному эффекту. Следовательно, почва для интеграции банковских систем с системами оптического распознавания текстов весьма прочная.
Как рассказал вице-президент Abbyy по корпоративным проектам Арам Пахчанян, в случае с продуктом «FineReader Банк» эта интеграция может быть обеспечена несколькими способами. Связь с современными банковскими системами можно осуществлять посредством интерфейсных механизмов Windows (например, ActiveX). Для интеграции с более старыми системами возможен и иной способ: посредством переноса данных через файл текстового формата либо с помощью форматов DBF или Excel. Для контроля вводимых данных в составе продукта имеются встроенные средства, однако, как правило, разработчики банковских систем предпочитают полностью их отключать (благо продукт это позволяет) и заменять контролем и верификацией платежек силами банковских систем. Кроме того, для косвенной защиты данных и системы от неверных действий операционистов разработчики из Abbyy предусмотрели возможность настраивать пользовательский интерфейс продукта так, чтобы кнопки, которые по тем или иным причинам не нужны данному операционисту, вовсе не появлялись на экране.