Этот процесс затронул и отрасль системной интеграции.
Александр Александров — независимый консультант по информационным технологиям. С ним можно связаться по электронной почте по адресу alexand@freemail.ru |
Впрочем, интеграторы в своих оценках текущего положения дел существенно расходятся. Причина в том, что они работают с ограниченным числом весьма разнородных клиентов. Платежи по контрактам растянуты во времени, и результаты деятельности сказываются не сразу. Известно, что многие наши фирмы-интеграторы появились в результате естественного перехода от торговли «софтом» и «железом» к предоставлению услуг по установке и наладке продаваемых продуктов, чтобы добиться преимуществ в бизнесе. Для многих кризис 1998 года повернул этот процесс вспять, заставив снова обратиться к торговой деятельности, а ряд столичных и региональных интеграторов, наоборот, вышли на более высокий проектный уровень (созданы подразделения консалтинга и внедрения информационных систем, открыты филиалы в других городах и т. п.).
И если по данным ряда опросов конца 1998 года свои планы создания или развития информационных систем пересмотрели и отложили до лучших времен около 40% потенциальных клиентов, то во второй половине 1999 года спрос на такие системы резко возрос, особенно среди средних и крупных отечественных предприятий, получивших конкурентные преимущества после кризиса и ориентирующихся на дальнейшее развитие или захват рынка.
Откат компьютерного рынка в начале 1999 года — несомненный факт. В условиях нестабильности многие отдали предпочтение проектам с коротким сроком оборачиваемости денег. Но также несомненным является факт перегруппировки сил и средств и выход ряда компаний на новый уровень.
Куда же будут направлены усилия системных интеграторов в новом году — на комплексные проекты в крупных корпорациях или на тиражирование несложных локальных сетей и компактных решений для малых и средних фирм?
Заказчик
Крупные корпоративные заказчики, банки, нефтяные и газовые гиганты перешли от послекризисной выжидательной политики, которая характеризуется приостановкой новых проектов (неизвестно было, какую структуру автоматизировать) и задержкой платежей по завершенным работам, к возобновлению реализации стратегии модернизации информационных систем. Большую роль в активизации планов компаний в области автоматизации, информатизации и связи сыграла «Проблема 2000». Большинство управлений информационных технологий и служб АСУ превратили свои «Проекты Y2K» в ИТ-проекты.
Многие компьютерные компании в качестве альтернативы крупному корпоративному заказчику всерьез рассматривают малый и средний бизнес. Именно малые предприятия бурно растут в нестабильной обстановке, а владеют и руководят ими люди, наиболее восприимчивые к идее повышения эффективности деятельности за счет автоматизации.
1999 год был богат на инициативные программы для малого и среднего бизнеса. Их целью было продвижение готовых программно-аппаратных решений, а маркетинговые схемы содержали много скидок и льготных схем оплаты. Но, к примеру, средняя стоимость системы из пяти рабочих мест, одного сервера, сетевого оборудования Intel InBusiness и программного обеспечения автоматизации ряда базовых бизнес-процессов составляет 7-10 тыс. долл. И если на Западе малое предприятие может в деле автоматизации смело рассчитывать на банковский кредит или лизинг, то в России это весьма проблематично, а вывести такую сумму из оборота малого предприятия в нашей обстановке рискованно. Итоговая ситуация по 1999 году весьма неоднозначна. С одной стороны, около 30% малых предприятий приостановили свою деятельность в период кризиса, с другой — оставшиеся на плаву, в основном торговые, пищевые, пивоваренные и т. п. малые предприятия во втором полугодии перешли в ранг среднего бизнеса и стали активно внедрять у себя учетные программные системы, расширять возможности коммуникаций.
Так кто же обеспечит спрос на услуги системных интеграторов в ближайшее время? Ответ очевиден — прежде всего компании, получившие или рассчитывающие получить кредиты или инвестиции за счет капитализации от иностранных инвесторов с условием вложения их в новые информационные технологии.
Исполнитель
Реализовывать потребности заказчиков будут в основном все те же всем известные столичные и региональные компьютерные фирмы. Кардинального изменения состава ведущих интеграторов, вопреки пессимистическим прогнозам конца 1998-начала 1999 года, не произошло, жесткие условия лишь заставили многих из них перестроиться, диверсифицировать свой бизнес, сделать его более гибким, освоить новые технологии.
В проектной области в целом можно отметить тенденции, проявившиеся во второй половине 1999-го и проецирующиеся на 2000 год.
- Девальвация рубля привела к уменьшению средней стоимости крупного проекта в долларовом эквиваленте. При реализации проекты стали разбиваться на более короткие и «дешевые» этапы.
- Повысилась требовательность заказчика к минимальной достаточности информационной системы. В условиях уменьшения бюджетов на автоматизацию заказчик требует от интегратора соответствующего сокращения стоимости системы при максимальном сохранении функционала.
- Помимо «внутрикорпоративных» информационных систем появился спрос на региональные системы, в которых заказчиками выступает несколько организаций (например, государственные структуры управления, промышленные предприятия, банки и коммерческие структуры). Реакцией ведущих интеграторов на изменившиеся условия явилась диверсификация бизнеса и интеграция всех видов деятельности. Этот процесс можно назвать интеграцией интеграторов.
Наиболее востребованными в текущем году будут услуги в следующих областях:
- управленческий консалтинг и реструктуризация бизнес-процессов. Создание информационных управленческих систем.
- создание информационных систем для промышленных предприятий. Потребуются системы автоматизации не только финансовой, но и производственной деятельности.
- услуги по созданию для клиентов торговых, маркетинговых и информационных систем в Internet.
Сегодня наряду с прагматичным подходом к выбору технологических решений заказчика интересуют и финансово-экономические аспекты реализации проектов, такие как схемы и механизмы финансирования, экономическая эффективность и окупаемость. В качестве новых финансовых схем используются различные формы лизинга, выгодные как продавцу и лизингодателю, так и лизингополучателю.
Интересен факт активного продвижения на рынке интеграции систем электронной коммерции. Несмотря на низкий спрос на услуги виртуальных магазинов в России, растут темпы создания электронных торговых систем: многие компании считают дурным тоном не упомянуть в своих планах и достижениях Internet-магазины. Но пока реальных доходов разработчикам и владельцам ресурсов эта деятельность не приносит. До решения проблемы электронных платежей большинству таких систем суждено работать в режиме электронных витрин.
Партнерство
Важной тенденцией является перемещение проектной активности из Москвы в регионы. Этому способствуют меры по поддержке реального сектора, в основном расположенного в Сибири, на Урале и других регионах. Именно туда, в машиностроение, металлургию, нефтехимию, направлены основные инвестиционные потоки, и, как следствие, там расположены объекты автоматизации. Одновременно с этим происходит централизация капитала и власти в Москве.
Представители региональных компаний, специалисты и ИТ-менеджеры сибирских фирм говорят, что при выполнении интеграционных проектов все сильнее чувствуется «рука Москвы». Труднее становится урвать хотя бы монтажные работы на субподряде — все дела крутятся вокруг московских штаб-квартир оставшихся на плаву и оживающих банков, страховых, нефтяных и газовых компаний. Регионалам остаются заводы, но и они уходят, поскольку контролируются из Москвы крупными бизнес-структурами. Кое-кто открывает в Москве филиалы и дочерние предприятия для лоббирования из центра своих интересов в регионах. У других возникает идея «продаться», скажем, IBS или «АйТи», стать региональным представительством, отдать свой бизнес, зато получить фактически больше заказов.
Вот и совершенствуются схемы взаимодействия центра и регионов. В области партнерских отношений все большее развитие получает практика проектной дистрибуции — довольно эффективный способ снижения непроизводительных расходов. Модель состоит в следующем — головная компания является идеологом и поставщиком технологий и систем, координатором разворачиваемых проектов. Региональные интеграторы — реализаторы этих проектов на местах на базе продуктов и решений московской фирмы. На них лежит вся текущая работа с местным клиентом, взаимодействие с его службами АСУ, решение политических вопросов в регионе и взаимодействие с властями, поиск и подключение к реализации проектов местных специалистов в качестве субподрядчиков работ и многое другое.
Вместо заключения
Пытаясь дать ответ на вопрос, кто из интеграторов преуспеет в современных условиях и чем будет заниматься в перспективе, следует помнить: всякий бизнес силен своими заказчиками. Поэтому хорошо себя чувствуют те, кто сумел установить тесные связи с перспективными клиентами, не слишком сильно пострадавшими от кризиса, и стал им так необходим, что клиенты от него не только не могут, но и не хотят отказываться.
Следует учитывать и неоднородность уровня развития интеграторов и потребностей заказчиков. Даже при беглом просмотре сайтов компьютерных фирм бросается в глаза то, что немногие из них предлагают те решения, которые действительно необходимы клиентам, часто «впаривают» то, что есть — те решения, которые они сами освоили, но которые могут не подойти конкретному заказчику. Несмотря на закончившийся период активизации ИТ-бизнеса, вызванный «Проблемой 2000», и сокращение бюджетов на автоматизацию, перед заказчиком сегодня стоят гораздо более сложные и комплексные в технологическом плане задачи, чем несколько лет назад. Так, среди наиболее востребованных технологических решений будут:
- территориально распределенные информационные системы с необходимостью объединения удаленных друг от друга подразделений;
- решения, позволяющие обеспечить интеграцию обработки и передачи данных, голоса и видео;
- решения в области электронной коммерции;
- комплексные системы автоматизации предприятий в архитектуре клиент-сервер.
- продолжения дальнейшего смещения проектной активности из Москвы в регионы. Это долгосрочная тенденция, которая проявляется в течение двух-трех последних лет. Поскольку основной экспортно-ориентированный сектор промышленности России сосредоточен в регионах, этот процесс будет только усиливаться;
- повышения значимости собственных продуктов и услуг в бизнесе интегратора. Кризис показал, что компании, имеющие больший вес услуг и собственных продуктов в бизнесе, оказались более устойчивыми и первыми смогли предложить клиентам специальные программы и льготные условия работы.
Современная ситуация на информационном рынке России, накопленный в посткризисный год рядом компьютерных фирм опыт выживания и модернизации бизнеса дает основания утверждать, что в 2000 году динамика интенсивного восстановления рынка услуг системной интеграции и его развития будет существенно выше скорости его экстенсивного расширения в последние четыре-пять лет.
Тенденции. Рука Москвы
Представители региональных компаний, специалисты и ИТ-менеджеры сибирских фирм говорят, что при выполнении интеграционных проектов все сильнее чувствуется «рука Москвы». Оценка этой тенденции заказчиками московских компаний достаточно четко проявилась в ответах представителей ведущих компаний на заданные вопросы:
Почему клиенту выгоднее иметь дело с московской крупной и дорогой фирмой, чем с родным, местным «самоделкиным», обещающим все-все сделать вдвое дешевле?
Потому что у москвичей есть проверенные технологии, подготовленные кадры и связи (гарантированные поставки оборудования и ПО, лоббирование проектов в центральных офисах и многое другое).
Сравнялись ли по возможностям с ведущими московскими интеграторами регионалы или они сильны только своими амбициями?
Чаще всего — амбициями, так как у них нет многих составляющих успеха москвичей.