IBM собирается помогать новичкам
долл., которые зарабатывают примерно 200 Internet-магазинов. В стране существует около десяти платежных систем и эмитировано до 3 млн. международных платежных карт. Причем электронная коммерция у нас более распространена в отношениях между компаниями. В IBM считают, что в мировом масштабе в 2003 году оборот электронной коммерции составит 330 млрд. долл. Причем более 80% этих денег будет получено в сфере «бизнес — бизнес». Эти цифры были приведены на семинаре по электронной коммерции, который провела 24 февраля компания Stins Coman совместно с IBM, собирающейся сконцентрироваться на рынке решений электронной коммерции для бизнеса. По определению IBM, электронная коммерция — это средство ведения бизнеса с помощью Internet. «Internet ускоряет оборачиваемость средств предприятий», — заметил в своем докладе Леонид Алтухов, руководитель группы продаж ПО в российском представительстве IBM.
Таким образом, использование электронной коммерции позволяет ускорить взаимодействие компаний с партнерами и заказчиками. Алтухов перечислил также основные требования к системам электронной коммерции: конфиденциальность, безопасность и доступность; надежность; поддержка различных платформ; масштабируемость. Основываясь на этих принципах, IBM предлагает полный набор инструментов для организации электронного бизнеса, с помощью которого можно не только разработать новые приложения для Internet, но и интегрировать уже существующие с Web-технологией.
Одним из ключевых элементов электронной коммерции является платежная система. К сожалению, существующие системы не удовлетворяют перечисленным выше требованиям и поэтому должны восприниматься только как временные решения. В IBM считают, что для полноценной электронной коммерции нужно использовать более надежные и защищенные платежные системы, которые основаны на протоколе SET. Этот протокол обеспечивает конфиденциальность и целостность данных, идентификацию всех участников сделки, имеет хорошее и наиболее полное описание, не требует лицензионных отчислений и может работать на существующей инфраструктуре. Сейчас IBM — одна из немногих компаний, которая имеет все элементы для организации работы по протоколу SET, куда входят «кошелек», платежный сервер, шлюз в платежную систему и ПО для выпуска сертификатов.
К сожалению, сейчас протокол SET в России распространен слабо. Это связано с дороговизной решений такого класса. По оценкам Александра Гришина, представителя IBM Global Services, внедрение SET в российском банке будет стоить около 1 млн. долл. Поскольку примерно столько же составляет оборот всей электронной коммерции в России, то банки не могут рассчитывать на быструю окупаемость SET-системы.
Впрочем, электронная коммерция — это не только платежные системы. Первым этапом продаж через Internet является создание своего Internet-магазина. IBM предлагает компаниям, которые хотели бы продавать свои товары или услуги через Internet, инструмент для быстрого создания виртуального магазина — Net.Commerce. Компания может купить либо набор Net.Commerce Start за 5 тыс. долл., в котором есть все для создания электронного магазина, либо набор Net.Commerce Pro за 20 тыс. долл., в котором предусмотрены различные дополнительные возможности, такие как интегрирование магазина с торговыми системами или сопровождение покупателя.
Кроме того, компания может арендовать Net.Commerce на сервере Stins Coman. Стоимость аренды для минимальных конфигураций магазина (менее 100 наименований товара) обойдется в 120 долл. в месяц. Сюда входит не только аренда программного обеспечения, но и аренда канала связи с Internet. Аренда магазина позволит компании, не имея в штате технического персонала, продавать свои продукты через Internet. Руководство Stins Coman надеется, что аренда увеличит интерес к Net.Commerce.