Определение: Информация о предпочтениях либо передается на Web-узел непосредственно пользователем, либо накапливается с помощью специализированного ПО, отслеживающего и анализирующего действия, которые предпринимает пользователь, находясь на узле. После этого программное обеспечение на узле может модифицировать информационное наполнение с учетом интересов пользователя
Yahoo использует механизм cookies для сбора информации, необходимой для персонификации страниц (My Yahoo) своих пользователей |
Получаете ли вы от Web все, что нужно, или это Сеть «тянет» из вас всевозможные сведения? Именно этот вопрос довлеет над отраслью электронной коммерции с момента появления технологии персонификации Web.
Потенциал ее огромен. Благодаря персонификации Web пользователи могут получить из Internet больше информации и сделать это быстрее, поскольку узлы Web уже «знают», что их интересует и что им требуется.
Но для того чтобы в полной мере насладиться такими удобствами, пользователям придется представить информацию о себе и своих интересах, забыв про конфиденциальность. Персонификация Web стала возможна благодаря появлению инструментальных средств, которые позволяют Web-сайтам собирать информацию о своих пользователях.
Адаптация к требованиям пользователей
Этого можно добиться, в частности, предлагая посетителям узлов заполнять специальные бланки, информация из которых помещается в базу данных. Эта база данных становится источником информации для промежуточного программного обеспечения, осуществляющего обмен сведениями между базой данных и Web-узлом, чтобы предложить на Web-сайте решения и продукты, которые интересуют пользователя.
К примеру, Amazon.com предлагает пользователям книги и компакт-диски с учетом интересующей их тематики. Круг своих интересов клиенты формулируют при регистрации на узле.
«Потребители могут купить больше, когда они точно знают, что именно есть на узле и что им не придется эти продукты долго искать», — заметил Крис Лок, редактор Personalization.com — Web-сайта, занимающегося решением вопросов, связанных с персонификацией.
Пожалуй, самым известным из инструментальных средств персонификации являются специальные маркеры Internet, основанные на механизме cookies. Эти маркеры представляют собой фрагменты кода, размещаемого в памяти бразуера, которые сообщают Web-сайтам данные о посетителе, что дает возможность обращаться к пользователю по имени.
Менее известное средство персонификации Web — это фильтрующее программное обеспечение совместной работы, которое размещается на сайте и контролирует действия пользователя. Оно не вмешивается в деятельность пользователя в Internet, но оставляет «метки». Самое лучшее, что может сделать программное обеспечение, — это отслеживать перемещение пользователя по Web, с тем чтобы узнать, что его больше всего интересует и как он предпочитает работать. При этом фиксируются самые разные параметры, начиная от количества времени, которое посетитель тратит на одну страницу, и заканчивая типом страниц, которые он выбирает.
Фильтрующее программное обеспечение совместной работы сравнивает информацию о поведении одного пользователя с данными о других потребителях, имеющих сходные интеерсы. Таким образом, пользователи получают рекомендации, аналогичные тем, которые можно увидеть на узле Amazon: «Пользователи, купившие эту книгу, также приобретают...»
Специалисты по информационным технологиям имеют возможность убедиться, что персонификация Web сокращает время на покупку компьютерного оборудования, поскольку Web-узлы производителей будут настроены на их требования. Как отметила Лори Вайдхам, исполнительный директор консалтинговой компании Cognitiative, «потребители могут заказать все, что хотят, и наладить более эффективную связь с производителем».
Вайдхам приводит в качестве примера работу компании Dell Computer, которая предоставляет своим пользователям возможность создавать персональные «Dell-сайты». Это решение позволяет компании назначать специальные цены и условия заключения сделок, учитывая требования, предъявляемые пользователем к вычислительным системам, и его предпочтения, сообщенные им при создании персональных «Dell-сайтов». Пользователи без лишних проволочек могут приобрести то, что им требуется, не названивая представителям компании, не выясняя наличие продуктов и не тратя много времени на выработку условий контрактов.
Вопросы конфиденциальности
Наибольшее беспокойство вызывают вопросы конфиденциальности. Некоторые компании некорректно используют информацию, полученную от потребителей, и в результате мы сталкиваемся с отвратительнейшим явлением в Internet-коммерции — спамом.
Опасаясь наплыва мусорной электронной почты, люди, как заметила Вайдхам, «не желают передавать на Web-сайты важную информацию».
Но Лок считает, что вопросы конфиденциальности недолго будут оставаться камнем преткновения, поскольку компании, некорректно использующие информацию о своих потребителях, обречены на проигрыш: в Internet очень быстро станет известно об их делишках.
«Участие или неучастие людей в персонификации Web зависит только от того, насколько выгодно для них будет сообщать информацию о себе», — отметил Лок.
В будущем аналитики рассчитывают на появление более совершенной технологии, такой, к примеру, как нейронные сети, которые помогут узлам электронной коммерции отслеживать поведение потребителей.
В то же время компании предлагают своим пользователям все новые возможности обмена информацией. К примеру, компания Amazon.com организует своего рода «кружки по интересам», где пользователи со сходными интересами могут общаться друг с другом, обсуждая понравившиеся книги или музыкальные произведения.
Web-ресурсы
Ниже приводятся узлы Web, на которых можно найти дополнительную информацию о технологии персонификации Web
Accelerating 1To 1 (www.accelerating.com). Здесь опубликованы статьи по персонификации Web, в которых, в частности, затронуты вопросы конфиденциальности, а также имеются обзоры программного обеспечения для персонификации Web
Personalize.com (www.personalize.com). На этом Web-узле помещена целая серия статей и обзоров, где рассматриваются различные подходы к персонификации Web и вопросы, возникающие в процессе использования этой технологии
Cognitiative (www.cognitiative.com). Web-страница консалтинговой компании, специализирующейся на проблемах электронной коммерции
Appian Web Personalization Report (www.appiancorp.com/awpr.asp). Интерактивный бюллетень новостей, выпускаемый компанией Appian — производителем инструментальных средств электронной коммерции. Здесь можно найти статьи, посвященные последним разработкам в области персонификации Web
The Unofficial Cookie FAQ (www.cookiecentral.com/faq/). Хороший ресурс для изучения механизма сookies для Internet, а также того, что они делают и каким образом
Типы подходов к персонификации Web
Тип | Механизм работы | Производители / примеры |
Сookies | Тег в браузере идентифицирует пользователя для Web-сайта | Страницы My Yahoo |
Персонификация с помощью переключателей | Пользователь делает отметки в списке переключателей, на основе которых узел может представить нужную информацию. Это управляемый пользо вателем процесс. | Конкретно для каждого сайта |
Фильтрующее ПО совместной работы | Отслеживает поведение пользователя и сравнивает его с поведением других посетителей данного сайта | Компания Net Perceptions |
Системы на базе правил | Используются бизнес-правила для доставки определенных типов информации на основе профиля пользователя, за счет распределения пользователей по категориям на базе этих правил | Broadvision |