Общее представление земного шара выглядит вполне правдоподобным
Ночью глобус DeLorme подсвечивается, а благодаря его огромным размерам даже водители, проносящиеся мимо на скорости свыше 100 км/ч, видят не какое-то непонятное пятно, а четко идентифицируемую модель земного шара |
Создателем этого «монстра» диаметром около 13 м стала компания DeLorme, специализирующаяся на производстве картографической продукции. Глобус размещен в стеклянном помещении, занимающем три этажа в штаб-квартире DeLorme в штате Мэн. Структура земной поверхности представлена в стандартном виде — голубым цветом обозначаются водные массивы, желто-коричневым — безводная местность и зеленым — зоны, покрытые растительностью. Однако масштаб отображения стандартным не назовешь. Один сантиметр соответствует приблизительно 10250 м. В частности, длина Калифорнийского полуострова на карте составляет около 1,07 м.
Естественно, такие масштабы требуют весьма реалистичного отображения рельефа земной поверхности. Однако на практике это выглядит не совсем так. К примеру, Гималаи, большинство стран Африки и Южной Америки представлены, по сути, лишь в эскизном варианте.
«Некоторые страны отображены на карте с гораздо меньшей детализацией по сравнению с другими», — обратил внимание технический руководитель одного из подразделений DeLorme Джим Петерсон.
Но в целом несоответствие отдельных фрагментов модели реальной действительности все же сглаживается, поэтому общее представление земного шара выглядит вполне правдоподобным. В некоторых местах компания DeLorme намеренно отобразила земную поверхность с меньшей детализацией, чтобы избежать слишком сильного контраста между областями, где можно разглядеть самые мелкие подробности, и районами, представленными лишь в общих чертах.
Другим примером подобного подхода является дно океана. К примеру, морское дно вблизи штата Вашингтон отображено на карте достаточно хорошо. Необходимая информация оказалась доступной, поскольку вблизи этих берегов находится несколько военно-морских баз США. В то же время другие области океанского дна изучены гораздо хуже, поэтому мельчайших нюансов на карте не видно. Конечно, достоверную информацию можно получить с помощью эхолотов, но она доступна лишь в тех местах, где пролегают маршруты кораблей. Именно поэтому ранее изданные карты являются фактическим отражением таких маршрутов. Чтобы заполнить «информационные дыры», компания DeLorme обратилась к сотруднику Калифорнийского института океанографии Дэвиду Сэндуэллу. Для исследования рельефа дна Сэндуэлл использовал радиолокационный спутниковый высотомер, индикатор которого расширяется или сжимается в зависимости от того, находятся на дне моря горы или впадины.
Почти год понадобился сотрудникам DeLorme для того, чтобы обработать данные измерения глубин, собранные Сэндуэллом, информацию, полученную при помощи спутника, сведения, занесенные ранее в базу данных компании, и результаты других исследований рельефа морского дна.
«В процессе объединения информации, поступившей из разных источников, естественно, возникают какие-то несоответствия, — отметил Петерсон. — Чтобы связать все вместе, компания написала специальное программное обеспечение проектирования карты. В результате была получена база данных объемом 140 Гбайт, размещавшаяся на 214 компакт-дисках.
После этого разработчики разбили карту на 792 панели и распечатали их на широкоформатном плоттере. Полученные фрагменты стыковались уже непосредственно на глобусе. Края каждой панели тщательно, пиксел за пикселом подгонялись, чтобы добиться полного соответствия.
Для повышения качества изображения широко применялись методы трехмерной графики. При этом земная поверхность представлялась с высоты птичьего полета, как во время воздушного боя в компьютерной игре. Когда посреди небольшой горной цепи внезапно вырастает огромный остроконечный пик, погрешности обнаруживаются достаточно быстро и легко.
Механизм проектирования карт, который был разработан для создания самого большого в мире глобуса, сегодня активно используется DeLorme при производстве других продуктов. Однако не следует забывать о том, что первоначальная задача этого ПО заключалась все же в изготовлении модели Eartha — объекта, имеющего скорее эстетическую, чем практическую ценность.
«Прежде всего мы стремились к прекрасному», — подчеркнул Петерсон.