Перспективы рынка бухгалтерского ПО
Николай Комлев: «На рынке делового ПО есть почва для интересных игр» |
Участники дискуссии подняли и весьма болезненный для многих вопрос о возможной монополизации этого сектора рынка. В частности, обращалось внимание на то, что уже сейчас компания «1С» занимает свыше 50% рынка бухгалтерских программ. Судя по всему, некоторые конкуренты побаиваются, что «1С» из ведущего поставщика может вскоре превратиться в монополиста. Насколько это реально?
По мнению Николая Комлева, директора ЦИЭС «Бизнес-Программы-Сервис», тенденция к укрупнению рынка вырисовывается четко. Вероятнее всего, в ближайшие годы рынок будет поделен между крупнейшими игроками. Владимир Пичугин, генеральный директор компании «Интеллект-Сервис», считает, что уже в ближайшее время развернется очень жесткая борьба за рынок средних предприятий. Это будет борьба на истощение: чтобы увеличить возможности своих продуктов, компаниям придется вкладывать много средств в разработку, однако цены при этом придется сохранять на прежнем уровне. Следует ли из этого, что рынок будет монополизирован, причем именно «1С»?
Пока нельзя с уверенностью это утверждать, и вот почему. «1С» преуспела в продажах «коробочных» продуктов, и ее бизнес настроен именно на такое ведение дел. В частности, Борис Нуралиев, директор «1С», не рекомендует своим партнерам-франчайзи цепляться за очень крупных заказчиков, потому что затраты на внедрение у них велики, а прибыль, которую получает от этого «1С», все равно исчисляется по числу рабочих мест (фактически все тех же проданных «коробок»). Примерно о том же говорил и Пичугин, обращая внимание разработчиков на то, что на рынке средних заказчиков традиционная тактика внедрения оказывается слишком дорогостоящей, а просто продажей «коробок» вряд ли удастся ограничиться.
Таким образом, вырисовывается следующая картина. Во-первых, позиции «1С» прочны в нишах «коробочных» продаж, но гораздо скромнее — в нише проектных решений. Чтобы выйти на эти рынки, «1С» пришлось бы вложить массу дополнительных инвестиций, существенно изменив свой бизнес. Стоит ли игра свеч? Во-вторых, есть ниши, плотно заполненные другими (скажем, в бюджетном секторе очень сильны позиции «Паруса»). В-третьих, по словам директора по маркетингу компании «Цефей» Елены Дворниковой, в тех регионах, «куда не дотянулась рука ?1С?», малые разработчики прекрасно себя чувствуют. Они погибнут, если столичные компании изменят свою стратегию работы с регионами и начнут напрямую работать с клиентами (например, через Internet).
Если московские компании изменят свою стратегию поведения на рынке (а это наверняка произойдет одновременно с ожесточением конкурентной борьбы в отдельных нишах), то, скорее всего, начнется новый передел рынка бухгалтерского ПО. Мелкие компании, не имеющие возможностей на продолжение разработок полноценных интегрированных систем и вытесняемые мощными игроками, начнут занимать узкие ниши и создавать специализированные решения, возможно, на базе тех самых продуктов, которые создают их более крупные конкуренты. Кстати, уже наметились две основные ветви развития бухгалтерского ПО, к которым тяготеют отечественные разработки, — это специализированные решения и универсальные настраиваемые программы, настройкой которых занимаются штатные консультанты разработчиков и их партнеры.
Впрочем, по мнению Комлева, волны подъемов и спадов на рынке экономического программного обеспечения гораздо сильнее зависят от макроэкономических факторов, чем от изменений в маркетинговой политике крупнейших компаний. Иными словами, самым крупным игроком на рынке бухгалтерского и экономического ПО является макроэкрономика, а не отдельно взятая компания-разработчик.
Единодушны были участники круглого стола, отвечая на второй вопрос дискуссии: нужна ли сертификация бухгалтерских программ? Достаточно полно выразили мнение зала Комлев и Нуралиев. По их мнению, сертификация этого ПО — дело нужное и полезное, она дает возможность проверить программы на соответствие определенным требованиям. Другое дело — плоха обязательная, «насильственная» сертификация. Она открывает слишком много возможностей для нечестной конкуренции. Также вряд ли поможет развитию рынка бухгалтерских программ сертификация, которую станет проводить организация, уполномоченная одним из министерств или ведомств. Очень скоро такая сертификация обрастает оболочкой из «самопальных» нормативных документов, порожденных чиновниками, в результате чего и дух, и буква сертификации быстро отходят от первоначально задуманного.