Конференция ManageView: ПО управления сетями и инфоресурсами
В этом в очередной раз смогли убедиться гости конференции ManageView, организованной компанией Diploma Consulting в рамках цикла конференций INFOview, посвященных знакомству с ведущими продуктами мировой ИТ-индустрии. Темой нынешней конференции стало программное обеспечение управления сетями, сетевыми устройствами и информационными ресурсами предприятия (еженедельник Computerworld Россия рассказывал об этом классе продуктов в №37 и №47 за 1998 год).
Алексей Плавко: «Гибкость — достоинство, но в то же время и недостаток системы управления ресурсами» |
Судя по беседам со слушателями конференции, большинство из них в настоящий момент ломают голову, пытаясь выбрать программное средство, наилучшим образом соответствующее их целям и задачам. Вряд ли многие из них, побывав на конференции, твердо решат, какому программному продукту следует отдать предпочтение, но, безусловно, шаг в этом направлении слушатели сделают.
Сделать выбор ПО для управления сетями и информационными ресурсами действительно нелегко. Явного лидирующего продукта на этом рынке нет. В настоящее время в категории полных комплектов решений в числе лидеров находятся системы Unicenter TNG компании Computer Associates, OpenView компании Hewlett-Packard и Tivoli Enterprise корпорации IBM. Среди «мини-комплектов» выделяется система Patrol компании BMC Software. Однако ситуация в нашей стране такова, что, например, компания Hewlett-Packard имеет в России очень хорошо развитую инфраструктуру по продвижению и поддержке своего программного обеспечения OpenView (показательно, что вконференции наряду с HP принимали участие и ее партнеры - TopS и «Открытые технологии»). С другой стороны, Computer Associates, лидирующая по объему оборотов на мировом рынке этого класса систем, около половины доходов получает от сектора мэйнфреймов, который в нашей стране развит слабо. У CA сейчас восемь партнеров, с которыми ведется активная работа. Продвижение продуктов IBM/ Tivoli началось фактически лишь в 1999 году, поэтому, естественно, позиции Tivoli Enterprise на нашем рынке недостаточно сильны, имеется всего пара крупных проектов по внедрению этого продукта и всего два авторизованных партнера по продуктам Tivoli. У BMC Software, насколько нам известно, сейчас нет официального представительства в России. Продукцию этой компании активно продвигают два системных интегратора — IBS и «Открытые технологии».
Присутствуют на российском рынке и системы компаний Remedy, Metrix, Spectrum (дочерняя фирма Cabletron), Microsoft, Novell и др.
Разумеется, каждый из поставщиков этих продуктов стремится обратить внимание заказчиков на свои «изюминки». Например, HP делает особый акцент на управление уровнем информационных и сетевых услуг, CA — на возможность управления не только сетями и информационными ресурсами, но и бизнес-процессами, а также на реализацию парадигмы объектно-ориентированного программирования. IBM/Tivoli обращает особое внимание на кроссплатформенность. BMC Software не поставляет продуктов для управления сетями, но делает акцент на высокое качество продуктов для управления серверами и приложениями, некоторые их модули были лицензированы, например, Hewlett-Packard.
Для оптимального выбора системы требуется тонкий анализ потребностей заказчика, который могли бы осуществить независимые эксперты или консультанты (к числу последних, в частности, относят себя организаторы конференции). Возникает справедливый вопрос: а разве заказчик не в силах сделать правильный выбор самостоятельно? Разумеется, хозяин — барин, однако системы для управления сетями и ресурсами стоят дорого. Услуги консультантов тоже недешевы, но в целом вполне может оказаться, что заплатить консультантам за выбор системы будет дешевле, чем купить дорогую систему, а потом потратить массу дополнительных средств на ее «подгонку» к нуждам и требованиям предприятия.
И все же стоит снова заметить, что системы управления сетями и ресурсами достаточно дороги при внедрении и сопровождении. На мой вопрос о совокупной стоимости владения этими продуктами (включающей не только стоимость лицензий, но и все затраты по внедрению и сопровождению) ни один из производителей не дал определенного ответа. На мой взгляд, это еще одно свидетельство того, что заказчикам нужно проявлять осторожность и осмотрительность, выбирая продукты этого класса.
Разумеется, есть и относительно недорогие, правда, и не столь универсальные решения, однако в иных случаях они могут оказаться неплохим выбором. Например, на системе ManageWise компании Novell остановила свой выбор ассоциация автосалонов Avto?key. Как рассказал руководитель ИТ-службы ассоциации Константин Матвеев, при выборе продукта особое внимание уделялось соотношению цена/качество продукта. С помощью ManageWise сейчас осуществляется управление различными сетевыми устройствами и несколькими серверами, расположенными в разных салонах и связанными между собой выделенными каналами связи. Общее число пользователей этой сети приближается к сотне человек, с управлением этой сетью справляются два специалиста.
Несколько иначе происходил выбор системы в «МДМ-Банке». По словам системного администратора банка Алексея Плавко, до внедрения системы управления сетями и информационными ресурсами сотрудники ИТ-службы банка испытывали массу проблем из-за «зоопарка» программных и аппаратных платформ, с одной стороны, и массы неквалифицированных и не очень дисциплинированных пользователей-операционистов — с другой. В то время когда ИТ-службы банка задумались над приобретением системы управления ресурсами, в банке уже имелись кое-какие продукты компании Computer Associates: система антивирусной защиты InocuLAN (сейчас этот продукт называется InoculaneIT) и система резервного копирования ARCserve.
Это обстоятельство оказало немалое влияние на выбор продукта. В конце концов банк остановил свое внимание на Unicenter TNG. С помощью этой системы осуществляется управление всеми сетевыми устройствами, серверами, рабочими станциями, особо важными приложениями. После серии экспериментов управление большей частью рабочих станций было решено производить не в оперативном режиме в реальном времени (в этом, как правило, нет необходимости), а путем еженедельной инвентаризации и последующего анализа потребностей в обслуживании. В реальном времени ведется наблюдение только за серверами и отдельными рабочими станциями.
Удаленная доставка программ пока производится без участия Unicenter. Зато с использованием этого продукта организована оперативная поддержка пользователей. Правда, она не обходится без помощи специального сотрудника, который дежурит на телефоне. Оказалось, что такой вариант удобнее и дешевле, чем поголовное обучение операционистов основам работы с программным обеспечением приема заявок от пользователей. В случае возникновения технических проблем сотрудники банка дозваниваются до дежурного, сообщают ему необходимые сведения, тот сам заполняет заявку на обслуживание и передает ее штатными средствами системы управления тем, кто отвечает за исполнение заявок.