Конференция «Перспективы технологии печати»
Четвертый год подряд компания Lexmark проводила международную конференцию «2020 год: перспективы технологии печати». Если три предыдущих мероприятия для журналистов деловой и компьютерной прессы проходили на европейском континенте — в Лондоне, Париже и Барселоне, то для нынешней был выбран американский Бостон.
Выбор, надо сказать, оказался очень удачным, и совсем не из-за той роли, которую этот город сыграл в создании американской государственности. А просто потому, что по соседству с Бостоном находится Кембридж с его знаменитым Массачусетсским технологическим институтом — колыбелью многих современных ИТ.
Насколько обоснованным выглядит выбор места проведения конференции, настолько же нелогичной может показаться роль ее организатора. Компания, известная на рынке как производитель принтеров, проводит конференцию, в докладах и дискуссиях которой обсуждаются главным образом не особенности продукции и технологий Lexmark, а гораздо более общие, а подчас и весьма отвлеченные вопросы.
Возможно, это происходит потому, что Lexmark, выросшая из недр корпорации IBM и унаследовавшая связи с ее заказчиками, переняла и родительский стиль — назовем его «склонностью к основательности».
А может быть, дело в том, что узкая специализация Lexmark в области принтерных технологий заставляет руководителей компании уже сегодня искать свое место в безбумажном будущем. Тема безбумажного офиса постоянно обсуждается на конференциях Lexmark, однако уже никто не задается на них вопросом, когда офис станет полностью электронным. Большинство специалистов убеждено: еще не скоро.
Более 20 лет назад безбумажный «офис будущего» демонстрировался на выставке в Вашингтоне. Однако вряд ли можно считать, что за прошедший период произошли заметные сдвиги в направлении его реализации. Между прочим, американский журнал Time, составивший список 100 наиболее неудачных идей XX века, включил в него и концепцию безбумажного офиса.
Справедливости ради следует заметить, что идея безбумажного офиса начисто никем не отвергается. Скорее речь идет о том, что она опередила время. Исполнительный вице-президент компании Том Лэм рассказал в связи с этим о любопытном случае, произошедшем с одним из сотрудников Lexmark, который занимается вопросами стратегического планирования.
Этот человек решил в течение месяца обходиться без бумаги. Однако его попытка закончилась неудачей: по окончании срока эксперимента на столе образовалась стопка бумаг высотой около метра! Возможно, опыт и завершился бы успешно. Но в отличие от сотрудника-экспериментатора окружающий его мир не отказывался — пусть даже временно — от удобства использования твердых копий. А потому 90% связей с внешним миром оказались «бумажными» — записки от руководства, документы для бухгалтерии, копии присланных журнальных статей.
Вот и Роберт Меткалф — кстати, один из именитых выпускников МТИ — на личном опыте укрепился во мнении о преждевременности наступления эпохи безбумажного офиса. Меткалф известен как создатель технологии Ethernet (1973), однако, наверное, не все знают, что своим изобретением он обязан решению задачи о соединении прототипа персонального компьютера с первыми лазерными принтерами. В свою очередь, эта задача была сформулирована в рамках проекта PARC (исследовательского центра Xerox, где в то время работал Меткалф) по созданию прообраза безбумажного офиса. Такова ирония судьбы: первый сетевой лазерный принтер, породивший, по выражению Меткалфа, «небоскребы из бумаги», разрабатывался в рамках программы полного отказа от твердых копий.
Даже бурный рост Internet до сих пор не привели нас к безбумажному офису: процесс перехода к нему оказался гораздо продолжительнее, чем представлялось вначале.
В 1982 году, когда электронная почта еще была неизвестна, персональные компьютеры находились в зачаточном состоянии, а Internet отводилась роль инструмента для ученых, — каждый месяц печатался 1 трлн. страниц. В нынешнем году — при массовом распространении ПК, электронной почты и Internet — объем печатаемых в офисе документов почти утроился.
Согласно исследованиям, массовое распространение электронной почты, призванной заменить бумажные письма, напротив, привело к росту объемов офисной печати почти на 40%.
Почему в названии конференции фигурирует 2020 год? Казалось бы, с увеличением протяженности прогноза во времени труднее оценить перспективы технологий. Более того, как считает Лэм, природа компьютерной отрасли такова, что чем больше размышлять о развитии технологий и тех последствиях, к которым оно ведет, тем сложнее и неопределенней представляется картина будущего.
В Lexmark рассматривают 2020 год как промежуточный рубеж. По мнению Лэма, вплоть до этого срока «печать сохранится в том или ином виде».
Признавая, что было бы странным ожидать от «принтерной» компании иного прогноза, Лэм тем не менее постарался обосновать свои убеждения.
По его словам, сегодня только 5% корпоративной информации хранится в электронном виде, хотя множество людей заинтересовано в том, чтобы увеличить эту долю.
Статистика подтверждает существенный рост объема цифровой информации и высокие темпы ее распространения. Этому способствуют расширение спектра выпускаемых цифровых устройств и массовое развертывание локальных и глобальных сетей.
Возникает законный вопрос: зачем же создавать твердую копию, имея информацию в электронном виде, лучше приспособленном для всех видов ее обработки?
Продолжение в следующем номере