Секреты популярности выставки INVEX Computer
Компьютерные выставки второго плана переживают системный кризис жанра. Они обречены, если не найдут новые формы работы с посетителями. Приблизительно такую мысль я высказывал в статье, посвященной «Комтеку ?99». Правда, оговаривался, что для общности суждений пока нет данных. Данные появились после посещения чешской выставки INVEX Computer ?99.
Прежде чем пускаться в рассуждения на эту тему, попробуем все же определить, что же такое выставка второго плана. Поступим от противного и определим, что относится к выставкам первого плана. Я думаю, что к этому разряду без натяжек следует отнести только два шоу — CeBIT в Европе и Comdex в Америке. Единственный признак, выделяющий их среди прочих, это то, что большинство фирм именно к ним стараются приурочить выпуск самых ярких своих новинок. Приехать на такие шоу без них — значит быть белой вороной, не получить отзывов в прессе и значительно снизить эффективность от участия. Специальные выставочные издания пишут лишь о самом новом, ярком, оригинальном.
INVEX Computer ?99. Субъективные впечатления
Когда попадаешь на выставку, то кажется, что очутился в Ганновере на CeBIT. Такие же бескрайние просторы (разницу сразу не замечаешь, ее надо прочувствовать ногами), авангардная архитектура, даже конструкция многих павильонов аналогична, те же толпы веселого народа, снующие взад-вперед. Потом приходит ощущение нереальности происходящего, поскольку в том, что видишь, ничего не понимаешь. Откуда все это?
Чехия невелика по размеру. Значительно меньше Германии по площади и населению, а сравнивать с Россией и вовсе несерьезно — разные весовые категории. В Москве и области и то живет больше десяти чешских миллионов. Но число посетителей компьютерных выставок вполне сравнимо. По дороге в Брно мы видели огромное число автомашин, медленно движущихся из города после окончания выставки. На остановках их пассажиры весело прыгали, разминая ноги. В основном они были весьма молоды, вполне подпадая под понятие тинэйджер.
По выставке они передвигались организованно, классами, иногда даже в колонну парами. Причем самым маленьким на вид лет одиннадцать — как раз те самые сорванцы, которых более всего боятся на наших выставках. А на INVEX они вовсе не кажутся страшными. Опять не понимаю!
Не так страшен черт...
Организаторы выставки сделали все, чтобы придать броуновскому движению толпы субъектов, пришедших туда, желаемое направление. И для этого не понадобилось драконовских мер. Люди просто не рвались туда, где их не ждали. Строгое разделение всех экспонентов по темам, за которым внимательно следили организаторы еще на этапе подготовки, не позволяло, например, в павильоне, посвященном технике для презентаций, выставлять принтеры. И уж, конечно, «посторонние» экспоненты (исключение сделали только для специальной Linux-экспозиции) не допускались в логово монстров системной интеграции. Поэтому фирмы, представляющие, например, как устройства печати, так и проекторы, вынуждены были организовывать два стенда. Но принцип не доводился до абсурда, и мелкие исключения все же делались. Случайно забежавшие в павильон системной интеграции подростки выскакивали оттуда, уступая место солидным дядям-специалистам. Зато в игровом павильоне для молодежи от 11 до 100 лет было полное раздолье. Устав от изучения «больших и тяжелых» продуктов, переговоров и закусок, иной директор забредал в такой павильон отдохнуть и развлечься.
Строгое разделение экспонентов по темам — одно из основных достижений организаторов выставки. Это удобно с трех точек зрения:
- посетители не тратят времени, блуждая по закоулкам выставки в поисках нужного класса устройств или выстаивая очереди к информационным системам (последние стали почти не нужны);
- экспоненты имеют в основном тех посетителей, на которых рассчитывали;
- на выставке царит атмосфера праздника, веселья и единения, так что даже неудовлетворенный экспонатами специалист не уйдет равнодушным.
Две выставки
Но кроме павильонов, наполненных экспозициями традиционной тематики, существовали и другие, в которых основное внимание уделялось перспективным компьютерным технологиям. Среди них были DVD-технологии, Linux, мультимедиа, игры, кино, Internet. Там могли представляться не только готовые продукты, но и экспериментальные образцы. Там была разрешена торговля ПО. В специальном разделе были представлены работы одиночных (в основном юных) авторов, отобранные в результате конкурса, проведенного задолго до выставки. Среди них можно было увидеть вполне актуальные программные и программно-аппаратные решения.
Invex очень похожа на CeBIT — такие же бескрайние просторы, авангардная архитектура, даже конструкция многих павильонов аналогична, те же толпы веселого народа, снующие взад-вперед |
Кто приехал на чешский рынок
Даже если не считать транснациональные корпорации (они почти все имеют представительства в стране и иностранными не считаются), зарубежных компаний на выставке не так уж и мало. В основном это производители программного обеспечения из европейских стран. Значилась среди них и наша «Лаборатория Касперского», хотя представляла ее чешская фирма. Но едут и с других континентов (это не считая представителей Юго-Восточной Азии, которые есть везде). Многие ищут партнеров на чешском рынке. Поговорив с экспонентами из Венгрии и Германии, я убедился, что выставкой они удовлетворены, но, правда, удивляются, что чехи не слишком хотят видеть ПО на английском (хотя знают его почти поголовно), предпочитая родной.
Выставки для специалистов или для фанов?
Находясь на INVEX, легко писать об атмосфере праздника. Труднее становится, когда переносишься на землю российскую. Тут уж я перестаю понимать, что же происходило там или что же мы имеем здесь. Маленькая республика, но большая выставка, а с другой стороны, огромная страна и... Пусть даже в России только 10 млн. ПК, то есть столько же, сколько у них населения, так почему?..
Этот вопрос я задавал многим. Общее мнение наиболее ярко выразил менеджер по маркетингу из IDG Чехия Богдан Тетива, ветеран выставок, видевший все девять. Широко улыбаясь и столь же масштабно разводя руками, он указал на бурлящую толпу: «Так это же все фаны. Каждая такая выставка воспитывает новых!»
Формула успеха
На INVEX были новинки, но совсем немного, по этому признаку она ничем не отличается от московских. Суть различий хорошо отражает приведенная выше формула. INVEX — большой праздник, откуда никто не уходит равнодушным, ни специалист, ни любитель.
Так что же, выставкам второго плана суждено превратиться в фестивали, в рамках которых будут происходить экспозиции, конференции, семинары? По-моему, совсем неплохая перспектива. Существуют же культурные, пивные, спортивные фестивали, проходящие много лет подряд и приобретающие все большую популярность. И то, что где-то на одной из выставочных площадок играет удалая рок-группа, вовсе не противоречит серьезной программе конференции.
А как же кризис компьютерных выставок второго плана, с обсуждения которого я начал статью? Да, ветераны INVEX говорят о том, что раньше она бывала еще больше и лучше. Но когда от очень большого немного убавляется, замечаешь это не сразу. Главное — не происходит потери качества и уныние не охватывает все и вся. Язык не поворачивается назвать состояние INVEX кризисным. Выставка успешно работает, формируя рынок.
Пусть даже специалист не нашел того, что хотел, он все равно не сможет остаться равнодушным. А молодежь получит заряд новых знаний и интереса. Пройдет немного времени, и именно эти повзрослевшие фаны будут определять лицо рынка. Вот она, правда хэппи-энда!
Чешский рынок информационных технологий | ||||||||||
|
Только факты | ||||||||||||||
INVEX ComputerДанные за 1998 год (в момент подготовки статьи итоги этого года еще не были подведены).
|
У компьютерных выставок большое будущее |
На вопросы главного редактора журнала «Мир ПК» Алексея Орлова отвечает директор выставки INVEX Computer Ярослав Хлужек Что вы думаете по поводу утверждений о том, что компьютерные выставки умирают, проигрывая соревнование с Intenet, что у них нет будущего? Действительно, многие сейчас строят предположения о том, как будут развиваться взаимоотношения выставок и Internet. Конкуренция на самом деле серьезная, поскольку там информация доступна мгновенно. Но я категорически не согласен с тем, что Сеть погубит выставки, ведь никакой монитор не может передать все данные. Я могу прочитать технические характеристики, посмотреть графику, но я не смогу вступить в контакт с представителями фирмы. А это важно, поскольку у каждой компании есть свой фирменный стиль, фирменная культура, которая реализуется через ее сотрудников. Это тем более актуально, поскольку сегодня, в условиях сверхконкуренции, нет особой разницы между качеством продуктов и выбор зачастую зависит от отношения к той или иной компании. Но это скорее относится к бытовому уровню. Когда речь заходит о большом бизнесе, несмотря на то что решения не принимаются только на основе чувств, личные ощущения играют большую роль. Выставка — отличный способ привлечь внимание госсферы, политиков и бизнесменов. А это очень важно, поскольку они все еще ощущают некоторую боязнь, не понимают важности внедрения ИТ-технологий. Выставка — хорошее место для организации встречи с ведущими специалистами, которые объяснят, чем им могут помочь информационные технологии. В этом смысле выставки незаменимы. INVEX — большой праздник ИТ-технологий. Только за четвертый день выставки ее посетили 40 тыс. человек. И это в стране с 10 млн. населения! Я надеюсь, что после пяти дней у нас побывает около 130 тыс. посетителей. Так же на это смотрит и большинство экспонентов, ведь это означает, что, хотя бизнес находится в худшем состоянии, чем три года назад, есть большой интерес к ИТ. Многие российские фирмы думают об участии в зарубежных выставках, желая выйти на западный рынок. Расскажите, пожалуйста, об экономической стороне участия в INVEX. Участие в INVEX вполне доступно для большинства компаний в Чехии, и я уверен, что и в России. У нас самая дорогая площадь обходится около 130 долл. за кв. м, а минимальные цены начинаются с 70 долл., конечно, к этому надо добавить расходы на строительство самого стенда, которые в минимальном варианте составляют около 40 долл. за кв. м. Поэтому цены на весьма хороший, оборудованный стенд начинаются от 120 долл. за кв. м. Расходы на самые удобные и престижные гостиницы составляют около 150-200 долл. В центре города можно жить менее чем за 100 долл., а на расстоянии 15-20 километров от центра цены снижаются до 70 долл. С учетом авиабилетов до Москвы (около 300 долл.) расходы на достаточный для первого контакта стенд площадью 12 кв. м с двумя стендистами могут составить порядка 3 тыс. долл. В Брно приезжают не только из Чехии. Город находится в удобном месте в центре Европы: 200 километров автострады до Праги, 130 километров до Братиславы, 150 километров до Вены и 350 километров до Кракова. Поделитесь секретом, как компании-экспоненты «захотели» построить по несколько стендов? В период подготовки к выставке экспоненты заполняют специальные анкеты. А мы строго следим за размещением экспонатов. Не протестуют ли фирмы против жесткого контроля за распределением экспонатов по темам? Абсолютно нет! Потому что никто не хочет, чтобы компания, которая занимается системной интеграцией, оказалась в соседстве с фирмой, торгующей мобильными телефонами, поскольку их торговые модели совершенно отличны. Если первая хочет, чтобы ее стенд посетили 100 человек, но они были директорами, которые могут купить их информационные системы, то вторая — чтобы ее посетили 10 000, которые могут купить мобильный телефон за 100 долл. И организаторы и экспоненты согласны на такой контроль. На выставке во многих местах разрешена торговля, для этого даже выделен особый павильон. Не вредит ли это экспонентам? В основных тематических павильонах торговля не разрешается. Делается это еще и потому, что многие фирмы не торгуют сами. Но есть вторая часть выставки, которая называется «Путь в будущее», в рамках которой организованы несколько тематических павильонов: игр, DVD, Internet, Linux и т. д. В этих местах несколько отличающийся режим. Там представлены перспективные технологии, которые только начинают завоевывать рынок. Там разрешается торговля, но в основном продаются CD-ROM, DVD. Мы считаем, что это хорошо, поскольку к нам часто приезжают издалека. И это удобно, если посетители увезут с собой не только информацию, но и продукты. Кроме того, есть специальный павильон, где можно купить многое из того, что представлено на рынке. Партнером организаторов является одна из крупнейших фирм-продавцов ИТ-продукции в Чехии Computer City. На время выставки они создали крупнейший гипермаркет, где все обслуживание на высшем уровне, где все продается, как в обычных магазинах, с гарантией, со счетом. И что особенно важно, это не нарушает торговые модели других. Собственно, мы просто организовали крупнейший магазин рядом с выставкой. Мы сделали это впервые, но он уже пользуется огромным интересом. Но нами было поставлено ограничение. Продавать могут только те, кто являются розничными продавцами, имеющими торговую сеть. Ведь для многих было бы очень заманчиво, сделав существенные выставочные скидки, продавать свою продукцию посетителям. Но мы не хотим, чтобы из-за пяти выставочных дней портились долговременные налаженные отношения. Кроме магазина на выставке работали две конференции. Одна из них — официальная, на ней занимались проблемами электронной коммерции. Причем на ней выступали не только лидеры — IBM, HP, Compaq и другие, но и делились опытом специалисты-практики. Вторая — неофициальная, проходила в рамках пользовавшейся большим успехом экспозиции, посвященной Linux. Там были представлены новые прикладные программы, разработанные для этой системы, проходили презентации и показы. Это первое такое событие в Чехии, а может быть, и в Центральной Европе. Мы видим, что у него большой потенциал. Если в этом году стенд занимал несколько сот квадратных метров, то в следующем он будет занимать значительно больше. Кто формирует темы конференций и могут ли зарубежные компании попасть в ее программу? В этом году нашим партнером по подготовке конференции была компания «Компьютер-пресс». Система проведения конференций построена на спонсорстве. Есть генеральные спонсоры, есть спонсоры определенных дней или отдельных презентаций. Попасть в программу в принципе возможно, но при определенных условиях. Но безусловно, если есть интересная тема, то всегда можно найти способ донести ее до слушателя. Не могли бы вы сказать несколько слов для российских читателей? Сегодня девятый INVEX 1999 года, перед нами 2000 год, юбилейная выставка. Я бы хотел, чтобы INVEX стал более известен в России. Чтобы у вас в стране узнали — кроме CeBIT, прекрасной и большой выставки, есть и более близкая и доступная INVEX. Я хочу пригласить российских коллег и высказать уверенность, что если вы приедете, вам обязательно понравится! |