До недавнего времени рынок информационных технологий не пользовался особым вниманием государственных, а стало быть, и криминальных структур.
Криминальным структурам в общем и целом тоже было не до информационных технологий — объем компьютерного рынка даже в головах самых радужно настроенных аналитиков не дерзал сравняться с рынком нефтяным, алкогольным или алюминиевым. Период сверхприбылей миновал относительно быстро (но свою роль сыграл: с торговли компьютерами начинали многие, например МММ), а пришедшая ему на смену достаточно жесткая конкуренция привлекательности компьютерам не добавила. Так что вклад канонических "новых русских" в компьютерный бизнес состоял преимущественно в анекдотах про "шестисотый пентиум" (наглядный пример того, как искусство опередило время — скоро и такой будет) и "тапочки для тараканов".
Конечно, время от времени проскальзывали слухи, что за той фирмой стоят темные силы, а эта подозрительно легко, "в одни ворота", выигрывает тендеры у данного конкретного заказчика.... но ни настоящих сочных скандалов, ни массового отстрела бизнесменов (тьфу-тьфу-тьфу) не было. Однако можно предположить, что в условиях наступления "нового социализма", а главное, относительного исчерпания прочих ресурсов, всей этой идиллии может прийти конец. Цены на нефть упали, с банками совсем беда, красноярские страдания тамошнего губернатора показывают, что взять деньги с богатой алюминиевой отрасли и без властей есть кому. На водку и так уже поналеплено печатей всех уровней — акцизная, федеральная, местная... Грядущие же выборы (не говоря о текущих пенсиях и зарплатах) денег требуют, и не исключено, что жить в обществе и быть свободным от общества станет нельзя. Опять же движение к "новому социализму" налицо.
Приобщение компьютерного бизнеса к названным и неназванным государственным проблемам уже понемногу идет. Московское правительство, например, распорядилось украсить специальными голографическими этикетками видеокассеты, компакт-диски и коробки с ПО. Обоснование сего шага длинное и сложное (В целях упорядочения распространения видео- и аудиопродукции, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт-дисков, защиты прав потребителей, предотвращения нарушений авторских прав, пресечения продажи продукции низкого нравственно-этического содержания, в том числе пропагандирующей насилие и порнографию, а также во исполнение распоряжения мэра Москвы от 23.03.98 №265-РМ "О новом порядке реализации видео- и аудиокассет, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт-дисков в г. Москве"). Проводить эти педагогические меры в жизнь будет некое специально созданное унитарное предприятие.
За аудио- и видеопродукцию не скажу, но смысл этого мероприятия в области ПО крайне загадочен: легальные программы от того, что на них налепят голограмму, не подешевеют (особенно это скажется на относительно недорогих российских разработках), "пираты" как продавали нечто нелегально, так и будут это делать, в крайнем случае — тоже купят наклеек, благо в виноводочной сфере это делать уже научились.
Но, с другой стороны, если на водку сепаратистские, по сути, наклейки можно лепить, то почему на коробки с ПО нельзя? Или на компьютеры?
Последнее, кстати, уже не плод досужих размышлений — в прессе проскользнуло упоминание о принятии соответствующего распоряжения. Причем федерального. А куда федерация с акцизом — туда и субъект ее с неменьшими аппетитами. Впрочем, компьютер лишняя долларовая наклейка удорожит несильно, а выглядеть он будет поавантажней.
На марках, не будучи филателистом, однако, много не заработаешь. Но под грядущую "социализацию" экономики можно национализировать и компьютерную отрасль — целиком или по частям.
По большому счету, для установления почти тотального контроля над ИТ-рынком достаточно взять в свои руки контроль за импортом — как готовых систем, так и комплектующих. Дистрибьюторский бизнес принято считать не очень прибыльным, но это в том случае, если штук 30 дистрибьюторов борются между собой за внимание дилеров, свободно переходящих от одного импортера к другому. А ежели, скажем, назначить трех-четырех уполномоченных дистрибьюторов, создать при них экспертный совет, который будет решать, какие именно составляющие информационной эпохи достойны попадания на территорию страны? Перекрыть кислород всему прочему оборудованию (а также достойному, но попадающему в страну по "неправильным" каналам)?
При импортирующих структурах неизбежно появятся собственные сборщики, интеграторы, консультанты и т. д. и т. п. В наиболее богатых и "компьютероемких" отраслях образуются многопрофильные империи, наподобие нынешних, но с гарантированными рынками сбыта. Поскольку продавать самим себе (как предметы материальные, так и всякого рода услуги) можно за любые деньги и с легкостью необыкновенной, то и дела у новых фирм пойдут не в пример веселее, нежели у их предшественниц.
Не в накладе по большому счету окажутся и иностранные производители. Хотя централизованный заказчик может (при желании) и "нагнуть" их на достаточно низкие цены (особенно на ПО), зато он гарантирует закупки и борьбу с пиратством — как посредством госзаказанных рейдов по Горбушке, так и введением обязательности поставки только сертифицированной техники — компьютеров (серверов, принтеров...) с предустановленной операционной системой и прочим ПО, естественно тоже сертифицированным.
Этот апокалипсис свободного рынка, впрочем, отнюдь не неизбежен. Ибо, корректируя известное высказывание, замечу, что "как всегда" у нас получается не только, когда хотим "как лучше", но и при попытке сделать "как хуже".
Опыт подсказывает, что вслед за центральной властью свои спецструктуры неизбежно создадут наиболее влиятельные ведомства и самые строптивые субъекты федерации. И конкуренция снова возникнет, хотя и в довольно извращенном виде.
И, по аналогии с некоторыми другими товарными рынками, рисуется чудная картина: милицейские посты на границе двух субъектов, стражи порядка, вчитывающиеся в чуждые им слова на корпусах: по одну сторону границы не велено выпускать родной дотационный самосбор, по другую, наоборот, велено его не впускать, иначе кто ж тогда купит дорогущий, но лицензированный местной властью сопредельный "брэнд"?
Вместо послесловия
Во время последней командировки в Санкт-Петербург среди прочих прогнозов на будущее, большинство из которых не выходило за рамки "поживем — увидим", я услышал и нечто радикально новое. Собеседник, один из руководителей не самой маленькой петербургской компании, пожаловавшись на текущие тяготы и лишения, добавил, что жить и работать-таки можно, "а вот выберут три-четыре уполномоченные фирмы, которые подгребут под себя импорт и все прочее, — вот тогда будет действительно плохо".
В октябре этот прогноз выглядел излишне смелым, не без основания казалось, что у властей, как всегда, найдутся более насущные дела. Сейчас я в этом уже не уверен.
Если у кого-нибудь есть что сказать по этому поводу — gdi@osp.ru работает круглосуточно.