Изменения коснутся трех ключевых аспектов: пересмотра корпоративной философии Microsoft, создания бизнес-подразделений, ориентированных на конкретные категории потребителей, и концентрации внимания на интересах потребителей.
Прежнюю стратегию Microsoft можно было охарактеризовать лозунгом "Компьютер на каждом рабочем столе, в каждом доме". Корпорация не только не отказывается от этой цели, но включает в сферу своего интереса Internet и все типы устройств, порожденные сетевыми технологиями. В рамках реорганизации создаются следующие структуры.
- Подразделение корпоративных систем.
- Подразделение потребительских программ для Windows.
- Подразделение средств автоматизации индивидуальной работы для специалистов, которые используют в своей работе компьютеры и электронные устройства.
- Подразделение средств разработки.
- Подразделение систем электронной коммерции.
Все новые подразделения будут располагать своими собственными группами развития бизнеса и маркетинга, усилия которых будут сосредоточены на конкретных классах потребителей.
Одновременно объявлено, что исполнительный комитет, созданный в декабре 1996 года, заменит группа бизнес-менеджеров из числа высшего руководства корпорации. (Напомним, что в обязанности исполнительного комитета входила выработка и принятие стратегии развития Microsoft.) Как сказано в официальном заявлении, эта группа будет раз в месяц встречаться с Биллом Гейтсом, генеральным директором Microsoft, с тем чтобы "гарантировать, что корпорация двигается в соответствии с утвержденной стратегией, планами и процедурами, а также с тем, чтобы обеспечить своевременный анализ и решение вопросов, затрагивающих работу корпорации в целом".
В то же время Гейтс и Балмер утверждают, что реорганизация Microsoft не связана с предложениями, переданными корпорацией в середине марта в правительство и призванными разрешить все проблемы, касающиеся проводимого в отношении нее расследования.
"Речь не идет о дроблении корпорации на более мелкие компании, что, с моей точки зрения, было бы вполне приемлемо, о таком решении мы пока даже не думаем", - подчеркнул Балмер.
И все же некоторые аналитики считают, что проводимое расследование безусловно повлияло на реорганизацию.
"Реакция Министерства юстиции на деятельность Microsoft в первую очередь вызвана обеспокоенностью по поводу неудовлетворенности потребителей, - заметил Крис Леток, ведущий аналитик GartnerGroup. - Действия Microsoft косвенно связаны с переговорами. Они поняли, что действовать как прежде невозможно".
"Я думаю, руководство Microsoft наконец осознало, что необходимо больше внимания уделять потребителям, - заметил Джим Балдерстон из Zona Research. - Мне кажется, корпорация наконец пришла к выводу, что ей пора сменить имидж. Интерес правительства к Microsoft перестанет быть столь пристальным только в том случае, если та приложит все усилия, чтобы потребители сменили гнев на милость".
Тим Беджерин, президент Creative Strategies, заметил, что эту реорганизацию можно рассматривать как превентивный удар в преддверии переговоров с правительством.
"Они могут использовать этот шаг для того, чтобы продемонстрировать свои благие намерения, - заметил Беджерин, - подтвердив, что хотя бы в организационном плане стремятся к изменениям".
И все же, добавил Беджерин, "Microsoft далеко не сразу решилась на подобный шаг после того, как ее начали критиковать за невнимание к своим потребителям".
Роб Эндерле, аналитик Giga Information Group, согласен с тем, что реорганизация позволит снять одно из ключевых обвинений в адрес корпорации - неудовлетворенность потребителей, но, по его мнению, к принятию такого решения руководство Microsoft подтолкнуло именно расследование, проводимое Минюстом. Эндерле с оптимизмом заявляет, что корпорация серьезно намерена улучшить обслуживание своих потребителей.
Однако другие аналитики сомневаются в том, что ей удастся преуспеть в реализации своей новой стратегии.
"Эта старая гвардия всегда думала о производстве конкретных программных продуктов, - замечает Леток. - Вопрос в том, сможет ли старый пес научиться новым трюкам?"
Реорганизация Microsoft глазами Балмера
Главный редактор Computerworld Пол Гиллин по электронной почте получил от президента Microsoft Стива Балмера ответы на вопросы, касающиеся реорганизации, предпринятой в корпорации.
Какие из предпринятых мер действительно отразятся на потребителях?
Мы рассчитываем, что практикуемые нами методы взаимодействия с потребителями будут намного лучше стыковаться со стратегией их собственной компании. Но совершенно очевидно, что пройдет определенное время, прежде чем эти изменения затронут всю организацию.
Вы вместе с председателем совета директоров и генеральным директором Microsoft Биллом Гейтсом заявили, что руководители новых бизнес-подразделений "получили возможность планировать выпуск продуктов и воплощать маркетинговые стратегии". Насколько это отличается от того, что было раньше?
Реорганизация даст им большую свободу для руководства своими подразделениями, каждое из которых по сути является крупной автономной компанией. В результате мы сможем намного оперативнее реагировать на изменения требований пользователей.
Вы сказали, что во главу угла ставите интересы пользователей. Какие претензии к вам от них поступали?
Потребителей не удовлетворяли некоторые аспекты качества и удобства работы с нашим программным обеспечением, а также уровень и организация услуг, которые мы предлагали. Многие сочли их несоответствующими требованиям. Реорганизация, как нам представляется, устранит все имеющиеся недостатки.
Вы объединяете все продукты семейства Windows на общем ядре ОС, но одновременно управление выпуском приложений распределяете между многими автономными компаниями. Как вы предполагаете обеспечить согласованность действий?
В этом и состоит суть реорганизации. В прошлом структура корпорации складывалась исключительно в соответствии с семействами выпускаемых продуктов, другими словами, Microsoft полностью концентрировалась вокруг Windows.
Но такая структура не отражала реалий рынка - того, что пользователи Windows относятся к различным категориям потребителей. Если мы сумеем удовлетворить их требования, не думаю, что будет сложно обеспечить согласованность.
Как вы считаете, многим ли потребителям придется всерьез готовиться к переходу с Windows 9.x на Windows 2000?
Переход на любую новую операционную систему требует от пользователей серьезной подготовки и всегда сопряжен с определенными проблемами. Сейчас мы вплотную занимаемся вопросами совместимости и уверены, что к моменту выпуска ОС они будут решены для большинства приложений.